Как ранее писал Spot, Национальное агентство перспективных проектов (бывшее НАПУ) утвердило порядок лицензирования криптобирж и других провайдеров услуг по обороту крипто-активов, а также правила организации торгов на криптобиржах.
Ранее агентство предложило ввести регстрацию для майнеров, взимать с них ежемесячный сбор в 3 млн сумов. Согласно законопроектам, разработанным НАПП, добычей криптовалют смогут заниматься только юрлица, использующие для этого фотоэлектростанции. Также запрещается заниматься скрытым майнингом или добычей анонимных активов. Предлагается ввести еще ряд дополнительных требований.
Spot поговорил с экспертами и узнал, что они думают о новых мерах крипторегулирования, предлагаемых НАПП.
специалист по криптовалюте и блокчейну.
Вопрос лицензирования майнинговой деятельности обсуждается больше четырех лет. Вводить лицензии не стали, потому что для лицензирования деятельность компании должна представлять угрозу для населения. Например, работа клиники напрямую влияет на здоровье и жизнь людей, поэтому ее важно лицензировать.
Майнинг — это просто обработка данных. Взорваться или устроить пожар майнинг-ферма может не больше, чем цех по выпечке тортов. Единственная проблема с майнингом в том, что он постоянно расходует электричество, которого в стране хватает не всем. Вот на этой ноте и начинается «охота за майнерами».
Предлагаемые НАПП изменения приведут к тому, что майнинг уйдет в еще большее подполье. Большинству владельцев небольших ферм придется либо продать их, либо «спрятать» от взглядов участковых и прочих представителей государства. Кому станет лучше после подписания этого документа? Только тому, кто его разработал. Это будет новый источник финансирования для НАПП: если документ примут, майнеры и другие участники рынка должны будут выплачивать ежемесячные сборы. (20% от суммы сборов будут поступать на банковский счёт агентства, остальные 80% получит госбюджет — прим. Spot)
Большинству майнеров придется закрыться еще и потому, что добывать криптовалюту можно будет только с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектростанцией. Это практически смертельный удар для большинства майнеров.
Причем в проекте документа есть неясные моменты. В частности, майнерам разрешено заключать договор на поставку электроэнергии с организациями из Минэнерго. Не ясно, должно ли это быть электричество, произведенное исключительно на фотоэлектростанциях. А если так, то сколько такой энергии продают структуры Минэенрго, и как они будут ее отделять от энергии ГЭС?
Подозреваю, что задумка тут в том, чтобы «поддержать» какие-то новые проекты солнечных электростанций, заставив майнеров покупать у них электричество по завышенной цене (при подключении к общей сети майнеры должны будут платить по двойному тарифу — прим. Spot).
В документе также указано, что добытые криптоактивы можно реализовывать только на платформах, зарегистрированных в Узбекистане. Единственной на данной момент такой биржей является UzNex, отзывы о которой в большей степени негативные. Пока она не позволяет выводить деньги, а только можно заводить их туда.
Ну и вишенка на торте — стоимость регистрации. За ее выдачу или продление взимается сбор в размере 20 БРВ (около 6 млн сумов). Чем руководствовалось агентство, когда устанавливало такую сумму, не понятно. Кроме того, майнеры должны будут выплачивать ежемесячный сбор в размере 10 БРВ (3 млн сумов).
Этот документ убьет майнинг в Узбекистане. Останутся только те, кто может «спрятаться» и те, кто сможет «договориться». То есть произойдет «криминализация» этого бизнеса.
Считаю, в вопросах регулирования отрасли нужно придерживаться принципа медиков «не навреди». То есть не делать ничего разрушительного по отношению к майнерам. Если не следовать этому принципу, то регулятор рискует стать главной угрозой рынку, индустрии, предпринимателям и частным лицам, которые занимаются обычной IT -деятельностью — серверами, данными, интернетом. А вопросы с перебоями электроэнергии оставить профильному министерству. Пусть оно наводит порядок в генерации, распределении и тарификации.
Рустам Авезов,
основатель IDO платформы SeedBox.
Как участник рынка я выступаю за его регуляцию. Она дает возможность развиваться всей индустрии, устанавливает для всех четкие правила игры. Соответственно, есть понятная, четкая регуляция этой деятельности.
Однако хотелось бы, чтобы регулирование отрасли не сводилось к введению одних ограничений, и чтобы регулятор не только преследовал интересы конечного пользователя, но и также не забывал про интересы профессиональных участников рынка. Это те организации, проекты, которые планируют или уже работают в Узбекистане. Хотелось бы, чтобы для них не только вводили определенные запреты, но и содействовали их развитию.
Например, предлагаемый ежемесячный сбор с майнеров — это применимая практика, распространена во многих странах, где есть крипторегулирование. Но, на мой взгляд, их необходимо диверсифицировать в зависимости от формата майнинга — сделать разный размер для крупного промышленного и мелкого частного.
То есть сборы должны быть приемлемы для майнеров, в противном случае они предпочтут оставаться в тени. Нынешний размер является неприемлемо высоким для мелких майнеров, которые добывают крипту у себя дома или на даче. Для них при таких взносах практически невозможно будет иметь какую-то прибыль.
Если речь идет о промышленных масштабах, возможно, взносы позволят компании иметь прибыль и осуществлять рентабельную деятельность.
На мой взгляд, вполне справедливым и достаточным будет сбор в пределах 5−10% от прибыли майнера.
Негативно на рынке скажется и блокировка зарубежных криптобирж. Я категорически против такой меры. Тем более, что она идет в разрез политике государства, которая нацелена на максимальную открытость. Нужно не запрещать, а создавать отечественные аналоги, создать там максимально хорошие условия, которые привлекали бы пользователей и мотивировали больше пользоваться локальными криптобиржами.
Нужно быть в конкурентной среде с зарубежными аналогами, создавать действительно хорошие условия в национальной криптобирже. Пока этого нет. Сейас регулятор препятствует тому, чтобы узбекистанцы пользовались лучшим сервисом, который предоставлен на иностранных криптобиржах.
Крупные международные проекты предпринимали попытки выйти на рынок Узбекистана. Но регулятор по каким-то причинам не стал с ними работать. Я могу подтвердить, что Binance — одна из ведущих бирж в мире, делала запрос на выход на узбекистанский рынок. Но им отказали. И это очень странно. Буквально пару месяцев назад глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял основателя Binance у себя в резиденции. Они провели переговоры, и сейчас биржу легализуют на казахстанском рынке.
Регулятор Узбекистана по каким-то причинам отказал этой и десятку других проектов. Хотелось бы, чтобы страна стала привлекательным регионом, и чтобы к нам в Узбекистан приезжали все мировые проекты.
Что касается эффективности работы национальный биржа UzNex, то есть много вопросов. Биржа была создана при поддержке корейской KOBEA Group. Но мои партнеры в этой стране говорят, что компания там совершенно никому не известна. Каким образом она стала ключевым партнером биржи?
К тому же на UzNex сегодня практически невозможно зарегистрироваться, я уже не говорю про интерфейс, функционал. То есть это, на мой взгляд, какое-то костыльное решение, сделанное на коленке. Но даже при таком ужасном функционале, там просто невозможно приобрести активы. При этом на бирже есть объемы, и большой вопрос, кто их делает. На эти вопросы в первую очередь хотелось бы получить ответы как простому пользователю в Узбекистане, который хочет покупать, хранить криптоактивы.
Разрабатывая регуляторные меры не будет лишним обращаться к опыту зарубежных стран. К примеру, когда запретили майнинг в Китае, Казахстан воспользовался этой ситуацией: пригласил майнеров к себе, открыл им возможность пользоваться мощностями легально. За короткое время страна вошла в тройку крупнейших государств по майнингу в мире (позже майнеры начали покидать страну из-за дефицита электроэнергии и ужесточения контроля — прим. Spot).
Также показателен пример Дубая, который стал мировым хабом, смог привлечь большую часть сообщества. Сегодня в Дубае созданы абсолютно все условия для регистрации крипто-проектов, для ведения деятельности. Все очень быстро, прозрачно, понятно и нет запретительных мер.
Если мы сможем хотя бы часть этого опыта применить у себя на рынке, то я уверен, Узбекистан может стать одним из крупных центров в странах СНГ. У нас для этого есть все возможности.