Недавние эксперименты в европейских странах показали, что люди могут работать меньше, не теряя при этом продуктивности. Эксперты же ИМПИ оценивают идею «четырехдневки» во всей экономике Узбекистана пока как нецелесообразную. Однако, согласно отчёту, её можно внедрить в нематериальных отраслях — IT, банковской, образовательной, медицинской.
Помимо сокращения рабочего времени, работодатели крупных компаний, преимущественно в финтехе, стремятся улучшить условия труда. Тем самым они создают для себя конкурентное преимущество при привлечении востребованных кадров и сотрудников в целом.
Spot запускает серию материалов про рабочие пространства различных компаний, которые создают максимально комфортные условия для работников. Разбираемся, зачем руководству компании вкладываться в это, какие «плюшки» есть у сотрудников и почему необходимо укреплять корпоративную культуру.
Директор по дистрибуции компании Humans Игорь Ким рассказал, в каких условиях работают сотрудники и какие возможности у них имеются.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Humans в Узбекистане и мире
Humans Group — международная компания, которая запустила финтех-суперапп Humans.uz в Узбекистане, включающий мобильную связь, интернет, оплату международной картой Humans VISA, маркетплейс. Группа также развивает платформу по поиску сотрудников Humans.net в США. Ее офисы расположены в Сингапуре, Германии, Польше и Узбекистане.
Последние две страны выступают как крупные хабы — большие комфортабельные офисы работают не только локально, но развивают рынки Восточной Европы и Центральной Азии, соответственно. На сегодняшний день в компании работает 850 сотрудников со всего мира, из них около 300 — в ташкентском офисе.
«Политика Humans заключается в том, что при наличии ноутбука и доступа в интернет, можно работать из любой точки мира. В странах, где работает всего по несколько человек, нет нужды в больших офисах, поэтому люди работают из коворкингов. В Ташкенте находится самый большой офис Humans, так как здесь осуществляются представительские и операционные функции», — рассказал Игорь Ким.
Концепция современного офиса в понимании Humans — это место номер два в жизни сотрудников (после дома), и оно должно быть максимально комфортным и удобным.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Офис — это часть философии Humans for humans («Люди для людей), это бизнес с человеческим лицом. Поэтому изначально мы все делаем по-человечески, в первую очередь для наших же сотрудников», — отметил он.
Как устроен офис
В аутентичном двухэтажном здании расположились Академия Humans, переговорные, открытое пространство, кофепоинты, кафе и лаундж-зона, а также контактный центр, тренажерный зал и даже мини-гостиница. Кроме того, на территории есть красивый сад с летней террасой, настольный теннис и многое другое.
У входа в здание становится понятно, что здесь находится современная компания: войти внутрь можно только по распознаванию лица. Такое же оборудование установлено у каждой двери комнат внутри помещения. Вдобавок, при въезде на парковку установлен шлагбаум с распознаванием номеров сотрудников. Здесь также имеется велопарковка и зарядка для электрокаров.
На первом этаже располагается учебный центр Академии Humans. Здесь проходят тренинги и обучение будущих сотрудников. Здесь же размещены процессинговый центр и несколько переговорных комнат.
Переговорная комната. Фото: Евгений Сорочин / Spot
Переговорные названы в честь великих изобретателей и выдающихся деятелей: Белл, Сикорский, Феррари, Феллини и других. Это сделано для того, чтобы сотрудники вдохновлялись их историями и создавали свою уникальную.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Для сотрудников предусмотрен формат открытого пространства (open space). Кроме того, здесь нет закрепленных мест. Каждый может работать сегодня за одним столом, а завтра — за другим. Это практикуется для того, чтобы работа не превращалась в офисную рутину и у каждого была возможность поработать в разной части офиса. Но из-за того, что в процессе работы сотрудникам нужно часто взаимодействовать по различным вопросам, они обычно располагаются в одной зоне», — поделился Игорь Ким.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Столы и кресла регулируются по высоте: это позволяет работать как сидя, так и стоя. В коридоре расположены локеры-шкафчики, где можно оставить личные вещи.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
На втором этаже расположен контактный центр. Здесь сотрудники работают с клиентской информацией, поэтому им запрещается пользоваться мобильными телефонами в помещении. Они могут воспользоваться ими в столовой или других частях офиса.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
На этом же этаже расположен тренажерный зал, куда можно прийти в любое время и размяться, или провести полноценную тренировку: имеются душевые комнаты.
«В основном, ребята предпочитают посещать тренажерный зал утром до работы, но есть также и те, кто занимаются вечером. А работники контактного центра, работающие в дневную смену, порой тренируются даже ночью, так как их смена заканчивается в 22:00», — отметил Игорь Ким.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Здесь также расположена мини-гостиница на три номера Humans Grand Budapest. В ней останавливаются сотрудники компании, приезжающие из-за рубежа или из регионов Узбекистана.
«С финансовой точки зрения это оправданные вложения. К тому же, мини-гостиница создавалась не для выгоды, а для того, чтобы коллеги из других областей чувствовали себя здесь как дома. Уборка и ремонт в номерах (при необходимости) осуществляется вместе с остальным офисом», — отметил представитель компании.
В офисе для всех предусмотрено горячее питание за счет компании в кафе Churchill на нулевом этаже. В день нашего интервью у работников на обед был жаренный лагман, свежий салат, лепешки и чай. Кухня работает круглосуточно, так как контакт-центр работает в несколько смен. Поэтому для них организован ужин.
«Мы изначально организовали вкусное питание, поэтому по статистике абсолютное большинство приходит на обед/ужин в кафе Churchill. Конечно, кто-то может что-то дозаказать к основному питанию, но на сам прием пищи люди приходят практически в полном составе. Для того, чтобы шеф-повар рассчитал на сколько человек нужно готовить, ему накануне подают списки», — рассказал директор по дистрибуции Humans .
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Рядом с кафе есть лаундж-зона в стиле французской кофейни: здесь также можно перекусить или поработать в неформальной обстановке. Каждое сидячее место оснащено розетками.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Кофе, чай, вода и печеньки также доступны на каждом этаже в любое время суток.
Кроме того, можно поработать в саду на летней террасе с микроклиматом. Сыграть партию в настольный теннис во время перерыва. А по пятницам все собираются в зоне для настольных игр. Здесь же можно посмотреть спортивный матч или фильм, поиграть в playstation. В здании также имеется комната для молитвы.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Как мотивируют сотрудников
Игорь Ким отмечает, что у сотрудников, кроме работников контактного центра, нет графика работы — каждый знает какие задачи нужно выполнить и сколько для этого нужно работать.
«У нас нет системы отметок, кто когда пришел и ушел. Для нас свобода — это когда я выбираю пойти в офис, потому что там круто, а не потому что надо. На входе не встречает ресепшионист или охранник. Нет специального дресс-кода», — говорит он.
По словам представителя Humans, в компании поддерживают самостоятельность, созданы все условия, чтобы сотрудники проявляли инициативу. Для того, чтобы каждый знал, как ценится его личный вклад в общее дело, работают системы мотивации. Для команды розницы в прошлом году была разработана программа Sales People.
У нее есть три задачи: увеличение выручки на одного сотрудника, снижение оттока людей и удлинение жизненного цикла работника в компании. Со снижением оттока и увеличением жизненного цикла все понятно: люди ценят возможность расти и повышать себе зарплату. Что касается роста выручки, эта задача тесно связана с достижениями, за которые сотрудники получают внутреннюю валюту — «ракета». По сути это бонусные баллы, но в компании решили выстроить ассоциацию с космосом — ведь «Superhumans летят к цели с огромной скоростью».
Переговорная. Фото: Евгений Сорочин / Spot
Специальная система мотивации была внедрена в сентябре 2021 года. Она представляет собой внутренний маркетплейс Superhumans Store, на котором работники за условную валюту «ракета» могут совершать покупки: мерчи, iPhone, сертификаты на различные мастер-классы, билеты на концерты, и даже прибавку к зарплате.
«Ракеты» начисляются по итогам двухнедельного спринта — срока, в который сотрудники должны достичь поставленных целей.
У работников на разных позициях свои критерии начисления «ракет». Например, продавцы зарабатывают их за высокую выручку и оборот клиентов. Курьеры — за успешную доставку и продажу дополнительных опций. У руководителей розницы один из показателей — правильный микс форматов розничных точек на подотчетной территории.
«Иначе говоря, чтобы получить „ракеты“, ребятам нужно по максимуму стараться увеличить эффективность всего бизнеса», — говорит Игорь.
По его словам, в компании регулярно совершают покупки в Superhumans Store. 45% сотрудников на сегодняшний день получают прибавку к зарплате, купленную за «ракеты».
Средняя продолжительность работы в компании увеличилась в 1,5 раза. А система мотивации помогает выявлять наиболее эффективных членов команды, чтобы в дальнейшем выдвигать их на более высокие позиции.
Фото: Евгений Сорочин / Spot
Обучение на протяжении жизни
В компании еще до приема на работу будущие сотрудники проходят сразу несколько глубинных тренингов по продукту, продажам, культуре компании
«За это время кандидаты оценивают, подходит ли им такая работа, а мы оцениваем, подходит ли нам тот или иной человек. Всего к началу 2022 года через учебный центр Humans прошло около 3500 человек, в среднем — 250 человек в месяц. В компанию приходят в основном молодые ребята, студенты или выпускники вузов. Часто это люди, которые учатся в международных учебных заведениях, говорят на разных языках, активные и целеустремленные», — рассказал Игорь Ким.
Занятие в Академии Humans. Фото: Евгений Сорочин / Spot
Обучающая программа заканчивается аттестацией, она состоит из теоретической и практической частей. Теория представляет собой онлайн-тест из 80 вопросов по всем пройденным темам — продукт, процедуры, мотивация, правила работы. Практика проходит в виде ролевой игры: сотрудники розницы должны продать сервис своему будущему руководителю, а специалисты колл-центра консультируют клиентов в тестовом чате.
Академия Humans также является внутренним продуктом компании. Над созданием и реализацией программ начиная от продаж, заканчивая личностным ростом, трудится команда из 11 штатных сотрудников, включая руководителей, методологов, специалиста по дистанционным курсам, тренеров, координатора учебного центра.
Помимо онбординга, в компании есть и другие образовательные программы — курсы для руководителей розницы, тренинги по мотивации и построению культуры, различные воркшопы. Сотрудники академии регулярно встречаются с руководителями подразделений, чтобы понять, нужно ли подтянуть навыки команды и на чем сосредоточиться. На основе фидбека создаются новые программы.
Занятие в Академии Humans. Фото: Евгений Сорочин / Spot
«Мы всячески поддерживаем саморазвитие и повышение эффективности каждого сотрудника через обучение, поэтому они могут обучаться и в рабочее время. Также и команда, понимая образовательный потенциал, может прийти на тренинг в свой выходной день», — отметил Игорь Ким.
В компании есть программа по выявлению самых эффективных работников. Для того, чтобы дорасти до регионального менеджера нужно в среднем 1,5 года.
«Большинство моих коллег-руководителей выросли из линейных продавцов. Это означает, что пару лет назад они прошли обучение на курьера или продавца, через три месяца они уже были супервайзерами, и через год-полтора стали региональными менеджерами. Команда регулярно расширяется. За последний год мы не наняли ни одного супервайзера с рынка», — говорит директор по дистрибуции компании.