Производители муки из Узбекистана и Таджикистана производят муку из казахстанской пшеницы дешевле, чем в самом Казахстане. Об этом пишет «Караван».
В 2022 году большая часть квот на поставку муки в Афганистан по линии Продовольственной программы ООН впервые досталась узбекистанским и таджикистанским поставщикам. Основную часть поставок обеспечит переработка зерна из Казахстана и России, отмечают эксперты.
Как заявил коммерческий директор «Бест Костанай» Олег Куртвапов, этому способствует политика властей республик. Для муки из Казахстана ставятся барьеры, в то время как импорт зерна для дальнейшей переработки поощряется.
Союз зернопереработчиков Казахстана также указывает на роль «серого» импорта пшеницы из России. Как сообщалось ранее, трейдеры отработали схему теневых поставок зерна без оплаты НДС. После переоформления на местных фермеров пшеница поступает на элеваторы.
Затем зерно отправляется на экспорт по внутреннему тарифу — вдвое ниже транзитного. В результате тонна «серого» зерна с доставкой в Ташкент или Душанбе обходится дешевле на $50−60, а госбюджет и «Казакстан темир жолы» не досчитываются 50−60 млрд тенге.
Ситуацию для «серых» схем, по словам экспертов, создала политика российских и казахстанских властей. Сначала Россия весной остановила экспорт пшеницы, что привело к падению внутренних цен и росту её переработки.
Затем Казахстан ввёл квоты на вывоз зерна и муки — больше среднегодового объёма экспорта. В итоге за время их действия цена тонны пшеницы выросла почти в 1,5 раза.
Однако российские власти также пострадали от «серых» трейдеров, недополучив около $200 млн экспортных пошлин на зерно. В итоге Россия объявила о введении электронного мониторинга поставок зерна.
Кроме того, вводится лимит на экспорт российской пшеницы в Казахстан — 1,2 млн тонн. Местные мукомолы опасаются, что весь объём достанется трейдерам, а зерно и мука на внутреннем рынке снова подорожают.
Ранее Spot писал, что Казахстан досрочно отменил квоты на экспорт зерна и муки.