Отсутствие инфраструктуры, нормативной базы, защиты вкладов, а также фискальные барьеры препятствуют внедрению исламского финансирования в Узбекистане.
Об этом на IV конференции Cbonds «Рынок капитала Узбекистана» рассказал начальник управления банковско-финансовой сферы Министерства инвестиций и внешней торговли Саидкамолхон Бурханов, передает корреспондент Spot.
По его словам, в стране нет законодательства по созданию исламского банкинга и регулированию сферы исламского финансирования.
«Отсутствие защиты вкладов в исламском банкинге препятствует привлечению кредитов, так как на сегодняшний день Фонд гарантирования вкладов подразумевает только традиционное банковское дело. Ну и, конечно же, развитию сферы мешает отсутствие необходимой инфраструктуры коммерческих банков в части проведения взаиморасчетов и применения принципов исламской бухгалтерии. Так как в части исламского финансирования нужно ввести бухгалтерию отдельно от традиционного банковского дела», — отметил Бурханов.
Он также упомянул необходимость подготовки кадров, которые будут владеть необходимыми знаниями по обслуживанию клиентов в данном направлении. Сотрудники банков будут, в числе прочего, помогать населению понять все принципы исламского финансирования.
Представитель МИВТ также рассказал о мерах, предпринимаемых сейчас для развития исламского финансирования. Отправной точкой в этом направлении стало послание президента Шавката Мирзиёева Олий Мажлису в 2020 году, где он обозначил необходимость создания правовой основы для внедрения исламских финансов в стране, отмечает эксперт.
«В этой связи создана рабочая группа во главе с Министерством инвестиций и внешней торговли, которая также включает Центральный банк, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет. В целях разработки нормативно-правовых документов на основе международного опыта проведен тендер за счет грантовых ресурсов Исламского банка развития. По его итогам мы уже заключили контракт с международной компаний Islamic Finance Advisory and Assurance Services», — говорит Бурханов.
Совместный проект будет реализовываться в три этапа. Первый уже завершился: команда изучила состояния действующего законодательства страны, которое каким-то образом могло бы препятствовать развитию исламского финансирования.
На втором этапе компания занимается разработкой предложений по внесению изменений в текущее законодательство, которые позволят любым финансовым институтам заниматься исламским финансированием.
На третьем этапе, когда рабочая группа закончит внедрение законодательства в экономику, команда намерена интенсивно заниматься возвращением кадрового потенциала, как у банков, так и других участников финансового сектора.
По словам Бурханова, банки начали работу по разработке всей необходимой инфраструктуры для исламских окон. Для этого 13 банков заключили договора с Islamic Corporation for the Development of the Private Sector (ICD).
По расчетам МИВТ, после внедрения исламского финансирования могут быть привлечены инвестиции в размере около $10 млрд. Ожидаемая прибыль для бюджета составляет $100 млн.
«Мы будем максимально стараться обеспечить участие всех свободных денежных средств, имеющих в распоряжении населения и представителей бизнеса, что каким-либо иным образом сократит теневой экономику. Создание честной и прозрачной конкурентной среды в банковском секторе также будет одним из приоритетов. Потому что банки сейчас, как всем известно, в основном работают в традиционном направлении. Когда мы уже сможем внедрить новые альтернативные источники финансирования, считаем, что конкурентная среда в банковском секторе будет дальше развиваться. И самое важное, мы таким образом постараемся повысить финансовую грамотность населения посредством развития индустрии исламских финансов, так как многие граждане будут заинтересованы в изучении этого нового направления», — говорит представитель министерства.
В МИВТ надеются, что Узбекистан станет ведущей страной в СНГ в области исламских финансов. В министерстве планируют в дальнейшем сосредоточить усилия в создании хаба для исламских финансов Узбекистана.
Ранее Spot писал, что Исламский банк развития предоставит Узбекистану ещё более $200 млн. Деньги пойдут на строительство ТЭС в Сурхандарье, а также на транспортную инфраструктуру.