Для существующих и потенциальных экспортеров запустили учебную программу по управлению трансграничной торговлей. Запуск программы состоялся сегодня, 22 сентября, в Ташкентском государственном экономическом университете, передает корреспондент Spot.
Руководители компаний смогут повысить квалификацию в различных областях, начиная от правил международной торговли и заканчивая процедурами экспорта, транзитными маршрутами, стандартами качестве и соответствия, а также специфическими требованиями рынка Европейского Союза.
Четыре онлайн-курса, включающие 15 модулей по проекту Ready4Trade доступны на платформе электронного обучения UzExport Academy, имеется также очный формат обучения.
Учебная программа для существующих и потенциальных экспортеров, в рамках которой в ближайшие месяцы будут также предложены дополнительные курсы, будет реализовываться Ташкентским государственным экономическим университетом.
«Ожидается, что учебная программа поможет субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства лучше подготовиться к экспорту своей продукции на региональном и международном уровнях с помощью практических занятий и примеров из реальной жизни», — говорит ректор ТГЭУ Конгратбай Шарипов.
Тренинг разработан международным торговым центром (МТЦ). Это совместное агентство ВТО и ООН.
«Программа обучения нацелена на повышение знаний и осведомленности предпринимателей о тех перспективах бизнеса и возможностях получения прибыли, которые предоставляет бизнесу сильная экспортная среда», — говорит менеджер по программам делегации ЕС в Узбекистане Эльбек Ходжаев.
Инициатива является частью проекта Ready4Trade Центральная Азия и финансируется Европейским Союзом.
«Проект обучения руководителей предприятий одновременно ведется в пяти странах — в Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане, Таджикистане и Туркменистане. Бюджет всего проекта на 2020−2023 годы для всех стран составляет $15 млн. Выходя же на рынок Узбекистана нам было важно найти подходящего партнера. Рассмотрев вариант сотрудничества с ТГЭУ, пришли к выводу, что куда легче будет притворить проект в жизнь через академическую среду», — рассказывает старший советник по электронному обучению МТЦ Шон Лейк.
Проект разделен на четыре компонента:
- Упрощение процедур торговли. Здесь основное направление нацелено на разработку национального портала по упрощению процедур торговли, который позволит всем желающим заниматься внешнеэкономической деятельностью и получить необходимую для этого информацию.
- Содействие малому и среднему бизнесу. Создание, внедрение и реализация ряда курсов и тренингов, необходимых для повышения знаний в области экспортной деятельности.
- Развитие электронной коммерции, где одним из главных шагов является создание национальной стратегии по созданию электронной коммерции. Так, первая группа малых предпринимателей из Узбекистана уже прошла курс электронной коммерции Ready4Trade, где в ходе пилотного проекта 21 предприниматель нарастил свои онлайн-продажи до $108 тыс.
- Гендерный компонент, где полным ходом идет совместная работа с ассоциацией деловых женщин Узбекистана с целью повышения знаний и навыков по вопросам трансграничной торговли.
Спикеры презентации также отметили успех присоединения Узбекистана к системе преференций GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Евросоюз 6,2 тыс. видов товаров. Таким образом, Узбекистан получил возможность экспортировать товары на территорию ЕС без дополнительных таможенных сборов, акцизов и платежей, что сразу же открыло для местных производителей огромный экспортный потенциал.
Теперь же курсы, по словам Шона Лейка, благодаря их проблемно-ориентированному подходу, должны будут помочь участникам рынка лучше подготовиться к экспорту. Так, летом 2022 года инструкторы провели серию офлайн-семинаров в Ташкенте. А в предстоящем году планируется провести множество семинаров в регионах Узбекистана — Фергане, Бухаре, Хорезме и Намангане.
«Наша компания занимается производством текстильной продукции на протяжении пяти лет. Экспорт до сегодняшнего дня у нас был в страны СНГ, теперь же мы работаем над выходом на рынок ЕС. В рамках Ready4Trade Центральная Азия, я прошла тестовые тренинги по программе управления трансграничной торговлей. Сегодня в рамках работы с таможней у нас нет никаких сложностей или вызовов. Но до обучения были трудности с терминологией в сфере логистики и грузоперевозок, а особенно со сводом правил инкотермс. Теперь же таких проблем нет и мы с легкостью оперируем новыми знаниями во время переговоров и работы», — рассказывает участница тестового семинара и владелица компании Urban Style Камола Алиева.
В ближайшее время планируется запуск еще двух курсов: пути доставки товаров и кроссграничные процедуры.
Ready4Trade Central Asia — четырехлетний проект, финансируемый ЕС и реализуемый Международным торговым центром в тесном сотрудничестве с партнерами.
Проект призван внести вклад в общее устойчивое и инклюзивное экономическое развитие Центральной Азии путем стимулирования внутри региональной и международной торговли в странах региона. Бенефициары проекта — правительства, малые и средние предприятия, в частности предприятия, возглавляемые женщинами и организации, поддерживающие развитие бизнеса.