Как ранее сообщал Spot, президент провёл совещание на тему развития и увеличения потенциала туристической отрасли.
За восемь месяцев страну посетило 3,1 млн туристов — втрое больше, чем годом ранее. Экспорт туристических услуг с начала года составил $926 млн.
«Дела у туристического бизнеса обстоят вполне неплохо, сейчас самый разгар сезона и работать — одно удовольствие. Надеюсь зима будет не слишком тяжелой и руководство страны посодействует в привлечении дополнительного потока туристов в несезон», — отметил сооснователь сети гостиниц Art Hotels Group Павел Вольф.
Проблем с загрузкой нет и у основательницы Igmar Apart Hotel Марины Тен.
«К счастью, благодаря нашему формату и качеству работы персонала, с загруженностью у нас все хорошо, но мы ощущаем сезонность. В Алматы, например, такого нет — загрузка там в отелях круглый год», — поясняет она.
На совещании глава государства отметил значимость туристического бизнеса для всей экономики страны. Так, по его словам, каждое рабочее место в туристической отрасли помогает создать ещё два в смежных сферах.
«Туристический бизнес в действительности помогает и многим другим отраслям. Но для развития нашей индустрии необходимы полноценные дорожные карты, которые будут в себя включать не только гида и гостиницы, но также транспорт и общепит. Впрочем о последнем нужно задуматься больше всего, ведь общепит страдает от высоких налогов и бюрократизации. Это приводит к высокой и непривлекательной цене туристического пакета, начиная от стоимости авиабилета и заканчивая чеком в заведении», — говорит Марина Тен.
По мнению же основательницы туристического агентства Advantour Ферузы Назаровой, рынок все еще не восстановился после пандемии.
«В последнее время в мире происходит много масштабных событий, как специальная военная операция, мобилизация в России и другое, что может иметь губительное влияние на наш рынок. В этом году количество туристов, конечно же, возросло, вместе с этим увеличились и наши финансовые показатели, но к тем объемам туристов из дальнего зарубежья, что у нас были до 2020 года, мы еще не вернулись», — делится предпринимательница.
Узнаваемость и репутация
Глава государства особо выделил Самарканд, принимавший саммит ШОС в середине сентября, поручил прорекламировать город за рубежом.
В частности, президент дал МИДу указания по запуску рекламной кампании «Самарканд — ворота туризма нового Узбекистана», а также разработке дорожной карты по привлечению туда туристов.
Но говоря о репутации страны в качестве места для туризма, некоторые отельеры, пожелавших остаться неназванными выразили недоумение тем, как в столице в начале сентября проводили обходы гостиниц и отелей в районе 6 утра и проверяли паспорта.
«Несмотря на то, что многое делается для развития, все еще случаются казусы, которые напрочь портят мнение туристов о стране. К примеру, было очень неприятно, когда в начале сентября ходили проверяющие по отелям и в 6 утра стучались в комнаты к гостям, будили их и проверяли паспорта. В этот момент было достаточно стыдно. И если россияне отнеслись с неким пониманием, то европейцы были в полном шоке», — говорит один из собеседников Spot.
Мирзиёев также дал ряд поручений по улучшению транспортной доступности города. Минтрансу и его главе Ильхому Махкамову «пришло время пробудиться», указал президент.
«Трассой Ташкент-Самарканд необходимо срочно заняться, ведь это два ключевых города в туристической отрасли, но при этом состояние и качество дорог ужасное. Не так давно я вез гостя из Самарканда в Ташкент, он долго не верил в то, что мы едем по основной трассе, думал что мы по какой-то причине поехали объездными путями и где-то есть нормальная трасса», — вспоминает Павел Вольф.
Феруза Назарова также отметила, что многие из междугородних дорог давно пора отремонтировать.
Также Шавкат Мирзиеёв обозначил задачу обеспечить отмену всех ограничений на полёты зарубежных авиакомпаний в Самарканд. Из города ежедневно должно выполняться минимум 10 рейсов в страны Европы, Азии, Америки, Ближнего Востока, а также в соседние государства.
Участники туристического рынка отметили, что снятие ограничений на полёты иностранных компаний — та самая мера, которые так многие ждут.
По их словам, Узбекистан должен стать более доступным в плане частоты рейсов и стоимости авиабилетов. Если сравнить стоимость рейсов из Стамбула в Ташкент с ценами в Бишкек или Алматы, то выходит, что билеты в столицу Узбекистана самые дорогие.
«К сожалению, мы пока не видим, чтобы в страну прилетали какие-либо другие авиалинии помимо арабских, — сообщает Тен. — Более того, все еще нет лоукостеров, наличие которых значительно бы повысило конкуренцию на рынке и, соответственно, понизило бы стоимость на авиабилеты».
Стало известно и то, что хокимы 14 районов отстраняются от должностей с трёхмесячным испытательным сроком. Главам регионов, районов и городов поручено еженедельно встречаться с представителями гостиничной и туристической сфер, чтобы узнавать об их проблемах и решать их.
Кроме того, хокимы должны будут разработать проекты создания «туристических колец». Лучшие инициативы, отобранные конкурсным путём, получат кредиты в размере до $20 млн.
Павел по этому поводу считает, что у главы государства отличное видение того, как и что должно функционировать.
Он отметил, что было бы отлично, чтобы на всех уровнях в государственных учреждениях появлялось больше инициативных кадров, готовых брать на себя задачи, ответственность и доводить начатое до конца. Нужны люди с широким видением, думающие не о личной выгоде, а о том, как принести пользу всей стране и при этом сделать счастливым каждого гостя, посещающего Узбекистан.
«А вот на счет „туристических колец“ мне судить сложно. Но думаю для массового туризма это подойдёт. Лично я не любитель таких туров и ищу для себя что-то эксклюзивное. Думаю, что нужно будет в обязательном порядке разработать маршруты, чтобы можно было комбинировать экскурсионно-познавательный туризм с выездами на природу, либо добавлять новые виды развлечения. Ведь когда едешь без остановки на экскурсии по Самарканду, Бухаре и Хиве примерно на третий день замыливается глаз — прекрасная архитектура наших городов начинает казаться скучной и однообразной», — считает Павел Вольф.
Президент призвал руководителей на всех уровнях задаться вопросом, куда и за чем будут приезжать туристы в их регионы. Он подчеркнул важность расширения списка мест, интересных для гостей из других регионов и из-за рубежа.
Проблема турбизнеса
Препятствия на пути развития турбизнеса все еще есть. Как и ранее основательница Igmar Apart Hotel отмечает проблему туристического (гостиничного) сбора, который вновь вступает в силу с 1 января 2023 года и является «костью в горле».
Его ввели в 2017 году, но из-за пандемии уплата была приостановлена в качестве льготной меры для гостиниц.
Сбор взимается за каждые сутки проживания в средствах размещения. Его размер зависит от количества номеров в отеле — выходит примерно 5−15% от БРВ (15−45 тыс. сумов на момент публикации).
«Эти цифры ничего вам не покажут, так как сбор для дорогостоящего отеля составляет от 5%, а для хостела до 37% от стоимости проживания. Непонятная логика для наших гостей: чем дороже отель, тем меньше у него гостиничный сбор. Возникает вопрос: почему отель с десятью номерами платит одну ставку, а отель такого же уровня с 21 номером — другую? Или почему хостел с 40 номерами платит столько же, сколько и пятизвездочный отель с тем же количеством номеров, в то время как цена проживания у них в корне разная и получается, что хостел в данном случае, включая НДС и внебюджетные выплаты отдает в среднем 45−50% от оборота и 15% с прибыли», — задавалась вопросом Марина Тен.
Она также упомянула проблемы, которые возникают при регистрации гостей.
«К примеру, человек прилетает к нам из ОАЭ и бронирует номер у нас через booking.com. Как только он к нам заезжает, мы обязаны его зарегистрировать в системе e-mexmon. Но иногда сталкиваемся с тем, что гость в Узбекистане уже несколько дней без регистрации и то, где он был эти дни до, нам неизвестно. По закону мы не имеем права его принять и должны вместе с ним поехать в ОВИР для оплаты штрафа и, соответственно, регистрации. Если же мы этого не делаем, получаем штраф. Если же отменяем бронь и не заселяем, то получаем штраф от booking. Возникает вопрос: почему мы должны заниматься регистрацией и нести ответственность за несоблюдение гостем правил и нормативов страны? Ведь мы в этой цепи лишь место заселения и проживания», — сообщает Марина Тен.
Еще одной из основных проблем, вставляющих палки в колеса, она назвала высокие таможенные пошлины, мешающие предпринимателям работать «в белую».
«Пожалуй, одна из основных проблем заключается в высоких таможенных пошлинах, что влечет за собой большую долю контрабандного товара в стране и высокую монополизацию. Это не дает ни единого шанса для развития маркетплейсов. Стоимость контрабанды и стоимость ввозимого „в белую“ товара сильно разнятся и это приводит к тому, что предприниматели не имеют возможности приобрести товар легально. Соответственно, это приводит к отсутствию чистой и честной конкуренции. Так, мы отельеры тратим от трех до восьми месяц для оснащения отеля необходимым инвентарем. Приходится искать товары по базарам, каким-то наводкам и лазейкам. Что-либо найти под формат отеля сложно. К примеру, те же электроплитки не заказать на каком-либо из маркетплейсов, ведь их попросту нет, не считая контрабандных», — рассказывает Марина Тен.
Новые стандарты для всех
Ко всему прочему, было поручено упростить требования для бизнеса в туристической сфере и привести их к международным стандартам. Например, для открытия гостиницы сейчас нужно выполнить 97 требований, а для получения ею «звёздного» рейтинга — 138.
Упрощение требований — одна из актуальных тем. В требованиях, множество не столь обязательных моментов, которые можно перевести в раздел рекомендаций, говорят отельеры.
Так, Вольф отметил, к примеру, требование наличия подчемоданника — стола для багажа в номере или наличие дорогостоящего генератора на случай отключения электричества. Он также добавил, что все дополнительные аксессуары было бы хорошо, чтобы отели могли устанавливать, ориентируясь на принципы свободной конкуренции. То есть, если отель получает плохие отзывы в связи с отсутствием подчемоданника, тогда руководство само принимает решение, повысить издержки и потратиться на эти покупки или оставить все как есть и иметь менее довольных клиентов.
Марина Тен также отметила, что подобные требования мешают развитию бизнеса. К примеру, необходимость замены стандартных ключей от дверей номеров на электронные может встать в копеечку для владельца отеля. Ведь помимо того, что нужно будет купить с три-четыре десятка ключей стоимостью в районе $100, так еще и приобрести специальный кодер и иметь дверь с нужной толщиной, либо и вовсе заменить ее и дверной косяк, а значит провести демонтаж и ремонтные работы около каждой двери, если все это подпортит внешний вид.
«Я изучила документы по открытию отеля во многих странах мира и ни в одной из них нет требования по обязательным электронным замкам», — подчеркнула предпринимательница.
Подобные новшества по ее словам не просто мешают, а «вставляют палки в колеса».
«Очень хорошо, что президент знает о проблемах турбизнеса и помогает нам всячески их решить. Это говорит о многом, но к сожалению, его решения не всегда вступают в силу, так как на уровне правительства они остаются лишь на этапе обсуждения, либо внедряются в совсем другом виде», — добавила Марина Тен.
На вопрос о том, чего еще не хватает отрасли Феруза Назарова отметила налоговое администрирование.
«Туркомпании, которые занимаются экспортом услуг, являются плательщиками НДС при том, что цепочка входящего НДС разрывается. Экспортеры товаров и IT-услуг освобождены от НДС, туристические компании, работающие на экспорт, хотели бы иметь такие же условия ведения бизнеса. Ведь туризм неразрывно связан со средним и малым бизнесом — общепит, гостиницы, гостевые дома, концерты, представления, транспортные компании, услуги гидов и многое другое напрямую зависит от уровня развития туристической отрасли в стране. Для всего этого необходима благоприятная бизнес-среда, при которой и малые игроки будут развиваться, не думая о том, как бы не вырасти до 1 млрд сумов с оборота и не стать плательщиком НДС», — говорит Феруза Назарова.