6 октября в Ташкенте прошла церемония запуска IPO (первичное публичное размещение) UzAuto Motors, передает корреспондент Spot.

До этого дня в стране уже было проведено два публичных размещения: в 2018 году впервые провели IPO стекольного завода «Кварц», а в 2020 году — производителя пластмассы «Жиззах Пластмасса».

Сейчас единственным владельцем общества является государство: UzAuto Motors на 100% принадлежит «Узавтосаноат», которая, в свою очередь, на 100% принадлежит Агентству по управлению государственными активами.

UzAuto в цифрах

Средний рост выручки за последние пять лет составил 28%. С 2020 года UzAuto Motors входит в десятку крупнейших налогоплательщиков Узбекистана.

Чистая прибыль компании в 2021 году составила $166 млн при объеме производства 235 тыс. автомобилей.

В это году эту цифру планируют довести до 340 тыс, что, соответственно, приведет к значительному увеличению и чистой прибыли. Кроме того ожидается, что к 2026 году выручка вырастет в два раза по сравнению с 2021 годом, сообщают в компании.

На конец 2022 года в компании ожидается рост чистой прибыли до $280 млн, а в 2026 году — до $459 млн. При этом драйверами роста считают рост населения и ВВП на душу населения.

Классическое IPO

К выходу на IPO в компании готовились давно.

«Выход на IPO нужен для привлечения капитала для развития компании. К примеру, у UzAuto есть ряд проектов по увеличению своих производственных мощностей для выпуска новых моделей авто. Обычно с новыми инвесторами приходят улучшения в менеджменте, повышается прозрачность», — говорит инвестиционный аналитик Freedom Broker Бехрузбек Очилов.

Претенденты на роль андеррайтера оценивались по ряду критериев: опыт торгов на фондовых биржах, квалификация для работы с инвесторами. Они также должны были предоставить бизнес-план, финансовую модель, расчёты срока и объёма IPO. По итогам тендера, консорциум во главе с компанией Freedom Broker был признан победителем.

«Подготовка конкурсной документации заняла чуть больше месяца. Предварительно мы проверили оценку UzAuto и на этой основе сформировали коммерческое предложение с нашим видением и ожиданиями того, по какой цене будет размещение акций и сколько, соответственно, будут стоить наши услуги», — говорит исполнительный директор инвестиционной компании Евгений Можейко.


Он также отметил, что в целом это будет классическое IPO по привлечению капитала. При этом в рамках программы по приватизации национальных компаний, размещение будет не только на республиканской фондовой бирже, но и на международных площадках. По этому вопросу уже сегодня ведется диалог.

Планируется, что компания разместит на республиканской фондовой бирже «Тошкент» до 5% акций, приобрести которые могут физические и юридические лица, на зарубежных — до 25%. Цена размещения еще неизвестна, прогноз роста цен предположительно составляет 28,4%.


В конце апреля компания выпустила на Лондонской фондовой бирже свои первые международные еврооблигации на $300 млн сроком на 5 лет.

«Размещение евробондов показало, что мы в силах привлечь средства из-за рубежа. В продолжении этих трансформационных реформ, проходящих в стране, становится ясным, что пришло время выпустить свои акции на местном рынке. Так, IPO по нашим планам, пройдет в два этапа — размещение на Ташкентской фондовой бирже до конца 2022 года и размещение на международной площадке в 2023—2024 годах», — рассказывает управляющий директор по финансам UzAuto Motors Камолиддин Умурзаков.

Он также добавил, что для того, чтобы провести IPO необходимо время. По его словам, все начинается с составления финансовой отчетности по стандартам МСФО, далее важна транспарентность — отсутствие секретности, доступность информации, открытость, прозрачность, а также отсутствие в компании случаев хищения или финансового мошенничества. Компании важно провести все корпоративные процедуры согласно стандартам IPO.


Теперь следующий шаг компании — Road Show — период сбора предварительных заявок на акции эмитента, когда крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения.

Как сообщают в компании, собирать заявки начнут после того, как будет известна цена акции, а инвестиционные аналитики соберут все оценки и аналитику воедино.

«Аналитики ожидают, что после первичного размещения цена акций автопроизводителя вырастет, потому что это надежное и прибыльное предприятие», — добавил Можейко.


UzAuto Motors— крупнейший производитель автомобилей СНГ, основанный в 1993 году. В рамках стратегического сотрудничества компании с General Motors Global (США), компания производит по типу полного цикла (CKD) широкую линейку автомобилей бренда Chevrolet. В Узбекистане производство осуществляется на заводах в Асаке (Андижанская область) и Питнаке (Хорезмская область). Также налажена сборка автомобилей UzAuto Motors в Казахстане и Азербайджане.

Freedom Broker (ранее Freedom Finance) — инвестиционная компания. Входит в международный холдинг Freedom Holding Corp, работающий в 12 странах мира. Холдинг дает прямой доступ к фондовым рынкам США, стран СНГ и Европы, позволяя инвестировать в ценные бумаги мировых гигантов — Apple, Microsoft, Telsa, Zoom, Alibaba, Twitter и др.