В сентябре реальный обменный курс сума к валютам стран — торговых партнёров поднялся на 1%, сообщил ЦБ в новом отчёте.
Показатель идёт вверх уже третий месяц — в июле он увеличился на 2,1%, а в августе вырос ещё на 1,4%. За 12 месяцев с сентября прошлого года прирост реального курса национальной валюты составил 3,8%.
Главным фактором роста стали изменения курсов валют в странах-партнёрах (1,1%). Ещё на 1% вверх их подтолкнула инфляция внутри Узбекистана. С другой стороны, динамика цен за рубежом снизила показатель на 0,7%, а обменный курс сума — ещё на 0,5%.
По отношению к американскому доллару три из четырёх валют обесценились.
- Российский рубль после августовского спада на 2,3% за сентябрь укрепился на 1,3%. Одной из основных причин первого называют снижение экспортной выручки, второго — сезон уплаты налогов крупными экспортёрами и продажу ими валюты.
- Казахский тенге в августе поднялся на 0,3%, но в сентябре потерял 0,2% стоимости на снижении мировых котировок нефти.
- Турецкая лира в условиях продолжающейся нестабильности и укрепления доллара упала на 3,3% в августе и 1,6% в сентябре.
- Снижения курса китайского юаня на 1% за август и 3,2% за сентябрь вызвано замедлением экономики, последовавшим за введением жёстких карантинных мер.
В России инфляция из-за снижения спроса продолжала снижаться после весеннего скачка. Годовой показатель упал до 14,3% в августе и 13,7% — в сентябре.
Между тем Казахстан сталкивается с ускорением инфляции до 17,7% в начале осени и 1,8% за сентябрь. Особенно сильно дорожает продовольствие — на 22,2% за прошедший год.
Разгоняется рост цен и в Турции. В сентябре они поднялись на 3,1%, а в годовом исчислении инфляция достигла 83,5%. На фоне подорожания материалов и нового снижения ставок экономисты ждут её роста.
Почему это важно
Ситуация в России и Турции косвенно влияет на сум. К примеру, в 2020 году российский рубль упал в цене на 19,3%, а турецкая лира в 2021 — на 45%. Эти и другие тенденции отражаются в формировании реального эффективного обменного курса сума.
Укрепление российского рубля ранее положительно сказывалось на выручке экспортёров и переводах от мигрантов — что обеспечивало рост валютных поступлений. Однако сейчас его позволяют поддерживать в основном сокращение импорта и валютный контроль.
С другой стороны, девальвация турецкой лиры может продолжиться с учётом намерений президента Эрдогана снижать ключевую ставку. Слабая лира делает экспорт из Узбекистана дороже на турецком рынке, а также снижает стоимость товаров из Турции.
Ранее Spot сообщал, что ожидаемая в Узбекистане инфляция снижается на протяжении четырёх месяцев.