Акрам Мухаматкулов,
представитель Henley & Partners в Центральной Азии.
За несколько месяцев 2022 года Узбекистан превратился в региональный хаб иммиграции российских и белорусских специалистов и профессионалов. Граждане иностранных государств приезжают в Узбекистан не только для туристических и гастрономических удовольствий, но и для открытия банковских счетов, покупки недвижимости, а также с долгосрочными целями: обосноваться в стране, открыть бизнес, инвестировать в местную экономику.
С 2019 года в стране действует программа предоставления вида на жительство (ВНЖ) за значительные инвестиции в экономику, включая недвижимость. С 1 мая 2022 года правительство внесло изменения в программу, сделав ее более привлекательной как для потенциальных инвесторов, так и для государственной казны.
Минимальная стоимость покупки жилья в новостройках Ташкента и Ташкентской области для получения вида на жительство снизилась с $400 тыс. до $300 тыс. В Самаркандской, Бухарской, Наманганской, Андижанской, Ферганской и Хорезмской областях — $200 тыс. В Каракалпакстане и других областях Узбекистана — от $100 тыс.
Также в законе определен список стран, откуда ждут новых инвесторов — в список вошли все постсоветские страны за исключением Армении, все члены Евросоюза, Турция, Гондурас, ЮАР, Швейцария, Великобритания, США, Канада, Япония, Южная Корея, Австралия, Науру и другие, всего 108 государств.
В категорию новой недвижимости входят недостроенные здания, а также объекты возрастом не более трех лет. Исключение — земельные участки.
Кому интересна резидентская программа Узбекистана
Кроме теплого климата и сравнительно недорогого нового жилья в столице Узбекистана — в среднем менее $1 тыс. / кв. м. — страна привлекает сравнительно низкими налоговыми ставками. НДФЛ для россиян такой же, как для узбекистанцев: 12%. Компании с оборота по базовой ставке платят 4%. Налог на дивиденды составляет 10%.
Еще выгоднее вести бизнес IT-компаниям, которые присоединяются к столичному технологическому парку. Выплачивая технопарку 1% с оборота, фирмы получают ряд льгот и почти не платят налоги: НДФЛ снижается до 7,5%, а налог на дивиденды — до 5%.
Кроме этого, до конца 2022 года должна быть создана возможность дистанционного открытия счетов депо для ценных бумаг — как для резидентов, так и для нерезидентов Узбекистана.
Инвестиционная миграция: зарубежные примеры
Мировой рынок инвестиционной миграции,
Инвестиционные программы делятся на две группы. В первую входят те, что дают возможность инвесторам получить временный или постоянный вид на жительство или так называемую «золотую визу» за покупку местной недвижимости, благотворительный взнос или инвестиции в государственные облигации. Для поддержания ВНЖ успешный заявитель должен проводить определенное количество времени в стране и сохранять инвестиции в течение установленного срока. Среди наиболее успешных программ предоставления ВНЖ — Португалия и Греция.
Второй группой являются программы предоставления гражданства за инвестиции. Принцип их работы такой же, как и в случае резидентства (ВНЖ), но процесс может занимать больше времени, требовать от заявителей бОльших инвестиций и, в конечном счете, больше обязательств для получения статуса гражданина (проживание в стране, знание государственного языка, истории и культуры). Среди наиболее успешных программ предоставления гражданства через инвестиции — Мальта, страны Карибского бассейна, Черногория.
Важнейшими общими составляющими всех инвестиционных программ (и резидентства, и гражданства) является серьезная проверка благонадежности заявителей, а также законности происхождения средств для инвестиций. Также при планировании и внедрении программы правительство страны должно определиться с целевыми категориями инвесторов, для которых предназначена программа.
С учетом этих критериев должна быть проведена предварительная проработка условий программы, ее целей и задач для государства. Законодательное оформление также важно для успеха программы.
Успешные программы инвестиционного гражданства или резидентства — эффективный инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. Для примера, программы инвестиционной миграции только стран-членов ЕС за последнее десятилетие принесли около 25 млрд евро прямых иностранных инвестиций. Эти программы приносят огромную экономическую и общественную пользу, особенно для небольших экономик (например, Греции, Португалии, Мальты).
В качестве примера можно привести одну из самых популярных программ получения вида на жительство через инвестиции — португальскую. «Золотая виза» оформляется в обмен на покупку недвижимости, банковский депозит, венчурные инвестиции или вложения в науку и культуру. Инвестиционный порог в португальской — от 280 тыс. евро. После пяти лет владения ВНЖ и при соблюдении определенных условий успешный кандидат может претендовать на получение португальского, а, значит, европейского гражданства.
С начала старта в 2012 году программа инвестиционной миграции в Португалии принесла в экономику страны около семи млрд евро.
Еще один пример — Греция и ее программа предоставления ВНЖ через инвестиции, действующая в стране с 2014 года. Эта программа принесла стране три млрд евро. Минимальный размер инвестиций для участия в программе получения ВНЖ Греции составляет 250 тыс. евро (вариант вложений в недвижимость).
Покупки недвижимости иностранными инвесторами в Турции, где действует одна из самых популярных программ гражданства за инвестиции в мире, выросли на 25% в январе 2022 года по сравнению с прошлым годом на фоне сохраняющегося спроса на турецкий паспорт со стороны инвесторов-мигрантов (особенно из России). С начала военных действий Турция получила самый высокий месячный прирост за всю историю. Минимальная инвестиция в недвижимость составляет теперь $400 тыс.
Можно взять любую из существующих программ представления гражданства или резидентства в мире и убедиться, что при должном планировании и управлении они приносят значительный вклад в развитие своих государств путем обслуживания государственного долга, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест.
Эталоном программ инвестиционной миграции по-прежнему является мальтийская программа предоставления гражданства через инвестиции, прошедшая много этапов изменений с момента старта в 2014 году. В период с 2017 по 2019 годы (до спада, вызванного пандемией) Мальта впервые за десятилетия сообщила о годовом профиците бюджета (во многом благодаря программе).
С 2015 по 2020 годы мальтийская программа для индивидуальных инвесторов привлекла около 176 млн евро в виде покупки недвижимости, 109,3 млн евро в виде аренды недвижимости, 196,6 млн в виде инвестиций в государственные акции, 1 млр в виде взносов в экономическое развитие страны и 5,3 млн в виде пожертвований в благотворительные организации Мальты. Таких результатов практически невозможно достичь, используя традиционные методы государственного финансирования.
Минимальный порог инвестиций для участия в мальтийской программе натурализации путем значительного вклада в развитие страны — от 738 тыс. евро.
В Карибском бассейне аналогичная история успеха существует на Сент-Китсе и Невисе, где благодаря программе гражданства за инвестиции, запущенной еще в 1984 году, правительство смогло постепенно реструктурировать свою экономику, отказавшись от убыточного производства сахара, привлечь сотни миллионов долларов прямых иностранных инвестиций.
По разным оценкам за последние семь лет программа «Гражданство за инвестиции» Сент-Киста и Невиса приносила до 35% доходов бюджета страны. Минимальный порог входа в программу получения гражданства (через благотворительный взнос) — от $150 тыс. Гражданство Сент-Китса и Невиса позволяет путешествовать без визы по странам Шенгенской зоны и Великобритании.
Что может получить Узбекистан
Программы инвестиционной миграции приносят в суверенные государства столь необходимый капитал, исчисляемый миллиардами долларов, который в противном случае пришлось бы привлекать за счет налогообложения или увеличения государственного долга и бюджетного дефицита.
У Узбекистана есть все шансы стать в ряд государств, выстраивающих политику на привлечении устойчивых прямых инвестиций в свою экономику. Приток новых инвестиций будет способствовать повышению активности в стране в общем и в технопарке в частности.
При этом, следует отметить, что определяющими факторами в выборе инвесторами той или иной программы инвестиционного резидентства являются экономическая и политическая стабильность, качество жизни и окружающей среды, качество услуг образования и здравоохранения, возможность безвизового передвижения хотя бы в рамках одного региона и/или налоговых льгот.
Налоговое стимулирование — это наиболее действенный способ повышения спроса к программе. Отсутствие требования длительного пребывания и/или проживания в стране инвестора и членов его семьи — еще одно условие, способствующее привлекательности предложения.
Поскольку Узбекистан не является частью Шенгенской зоны и ЕС, то узбекская программа, скорее всего, не будет интересна тем инвесторам, которые в первую очередь хотят свободно передвигаться по всему миру. Однако Узбекистан может быть интересен региональным инвесторам с налоговой точки зрения.
Программа (при должной переработке, позиционировании и продвижении) будет представлять интерес для бизнесменов Центральной Азии, России и Турции. А учитывая растущий спрос со стороны россиян, корректировку предложения стоит реализовывать в самые короткие сроки.