Денис Соколов,

Генеральный директор Commonwealth Partnership / Uzbekistan

В последние месяцы поток приезжих из России в Узбекистан увеличился кратно.

Переезжают не только те, кому непосредственно угрожает мобилизация и отправка на войну, но и те, кто постарше: они боятся, что снова опуститься железный занавес и они навсегда останутся отрезанными от мира.

Узбекистан, который почти полтора десятилетия был закрытой страной, сейчас переживает не только опережающую урбанизацию, экономический рост, но и превращается в открытое общество.

Точных статистических данных нет, и появятся они только лет через пять, когда социологи будут изучать миграцию и ее последствия. Сейчас можно лишь выдвигать гипотезы. Мы можем судить по косвенным данным: так, например, во втором квартале банки Узбекистана открыли 15 тыс. счетов нерезидентам.

По оценкам, исход из России после февраля оценивается в 300 тыс, а сентябрьская волна составила от 300 до 700 тыс. Я полагаю, что в качестве базовой оценки можно говорить о том, что на сегодня в Узбекистан приехало около 100 тыс. человек. Из них 70 тыс. может остаться.

Казалось бы, это небольшая цифра, на фоне общей численности населения. К 2030 году Институт прогнозирования и макроэкономических исследований ожидает, что население страны превысит 41 млн человек.

Как миграция влияет на развитие городов

В своих исследованиях развивающихся рынков и региональных городов мы делаем поправку на человеческий капитал. В Европе город с населением 250 тыс. человек обеспечивает такую же плотность культурной жизни и экономической активности, как и российский город с миллионным населением. Такие сравнения необходимы для расчета потребности города в торговых, логистических и офисных площадях.

Хорошим показателем для сравнения условного человеческого капитала является ВВП на душу населения. В данном случае корректно использовать показатель в абсолютных цифрах, а не по паритету покупательской способности, так как мы сравниваем не уровень жизни, а способность граждан создавать ценность.

ВВП на душу населения в 2021 (данные Всемирного Банка)

Узбекистан
$1 983
Казахстан
$10 041
Россия
$12 172
Польша
$17 840
Германия
$50 810

Видно, что по показателю среднедушевого ВВП между Россией и Германией сохраняется соотношение 1 к 4. Такой подход позволяет успешно переносить практики развитых стран, где рынок хорошо изучен, в новые географии. К примеру, если в Европе в городе с населением 50 тыс. жителей успешно работает крупный торговый центр, то для стран СНГ для обеспечения аналогичного спроса необходимо 200 тыс. жителей.

Очевидно, что Узбекистан очень сильно отстает по этому показателю. Полагаю, это связано с тем, что некоторые сектора экономики остаются невидимыми для статистики. На уровне личных ощущений, Узбекистан заметно отличается от других стран «клуба $2 000». В любом случае в ближайшие несколько лет мы увидим компенсирующий рост до $3−4 тыс. в год.

Стратегия Нового Узбекистана предусматривает в числе прочего три направления: здравоохранение, медицина и предпринимательство. Все эти направления зависят в первую очередь именно от человеческого капитала, ведь финансовые вложения в эти сферы — это в первую очередь вложения в знания. А знания, государственные институты и социальные связи — это то, что позволяет современным людям создавать ценность.

Именно концентрация человеческого капитала в городе создает эффект гравитации — притягивает таланты, деньги, культуру. На протяжении последних 50 лет города осознанно ведут конкурентную борьбу за лидерство. Кто-то привлекает промышленность, как, например, Братислава, кто-то финансовые институты (Лондон), кто-то культурные проекты (Берлин). Но во всех случаях цель одна — обогнать конкурентов, обеспечить более быстрое развитие за счет «похищения» человеческого капитала у других городов.

В этом контексте иммиграция из России — это окно возможностей для Узбекистана. Именно этот процесс может стать триггером быстрого развития даже тогда, когда международные инвестиционные проекты тормозятся из-за геополитических рисков.

Перед властями стоит задача направить этот человеческий капитал в нужное русло и использовать его эффективно.

Важно понимать, что большая часть иммигрантов психологически не готова к работе в новых условиях и нуждается в помощи при адаптации. Многие сейчас ищут работу или планируют работать удаленно.

Хотя работающие дистанционно и тратят деньги в стране, тем самым повышая спрос на товары и услуги, человеческий капитал используется не в полной мере. Поэтому для устойчивого развития имеет смысл стимулировать создание новых бизнесов, действующих в Узбекистане.

Неопределенность и непонятные правила игры — вот что не позволяет людям создавать компании. А это относительно легко решается на государственном уровне за счет «служб одного окна», организаций по поддержке предпринимательства. Сегодня власти страны тратят много сил на привлечение финансовых инвестиций, но финансы идут туда, где есть люди, организации, структуры, способные их эффективно использовать.

Также не стоит недооценивать значение культуры. Так, «Культурный проект» в Перми хоть и был свернут по политическим соображениям, но оказал и до сих пор оказывает значительное влияние на городскую экономику (подробнее о «пермской культурной революции» можно почитать на Forbes — прим). Каждый крупный региональный центр сегодня обязательно имеет в своем «портфеле» культурное событие, которое становится визитной карточкой города.