Высокая степень инфляционных рисков для экономики Узбекистана будет наблюдаться минимум до конца года, отметил Центробанк в новом пресс-релизе.
По этой причине было решено сохранить ключевую ставку на отметке, установленной в июле — 15%. До этого ЦБ обозначал намерение сохранить «относительно жёсткую» монетарную политику в течение 2022 года.
Темпы роста цен к концу сентября несколько снизились, однако остаются значительно выше прошлогодних — 12,2% против 10,8%. При этом базовая инфляция ускорилась до 12,7% годовых.
На уровень базовой инфляции заметно влияет внешняя среда. Цены на мировых рынках продолжают расти, а ужесточение денежно-кредитной политики для сдерживания инфляции приводит к удорожанию финансовых ресурсов.
В частности, американский доллар на фоне повышения ставок ФРС США подорожал к другим валютам мира на 17% с начала года. Это отражается на странах с высокой долей импорта в потреблении.
С другой стороны, благодаря адаптации внешней торговли Узбекистан нарастил приток валюты. Экспорт без учёта золота вырос почти на четверть (до $11,1 млрд), а объём денежных переводов удвоился и составил $12,6 млрд.
Также инфляцию подталкивает внутренний спрос, возросший с активизацией экономики. ВВП на конец III квартала увеличился на 5,8% — в первую очередь за счёт строительства и торговли.
Увеличение зарплат, пенсий, пособий и других доходов населения повлекло за собой подъём спроса. Выпуск потребительских товаров с начала года увеличился на 27%, розничный оборот — на 10,8%.
ЦБ повысил свой прогноз роста экономики по итогам года до 5,2−5,8%. При этом на фоне внешней неопределённости в 2023 году ожидается замедление темпов роста до 4,5−5,0%.
Инфляционные ожидания снизились после скачка в июне, но остаются довольно высокими (15,2% для населения, 13,8% в бизнесе). На них сказался рост цен на продовольствие при относительно слабом летнем снижении.
Прогноз инфляции за 2022 от ЦБ стал более определённым — от 12 до 12,5%. Даже с учётом замедления инфляционной динамики регулятор намерен придерживаться «осторожного подхода» к изменению денежно-кредитных условий.
Ранее Spot писал об основных факторах риска для финансовой стабильности Узбекистана с точки зрения ЦБ.