На втором Международной экономическом форуме в Самарканде министр финансов Тимур Имшметов поделился своим видением будущих перспектив экономического роста и ожидающих Узбекистан вызовов.
В ходе дискуссии по поводу региональных экономических перспектив он отметил, что «в начале кризиса правительство делало более скромные прогнозы роста, а, опираясь на опыт преодоления коронакризиса в 2020 году, сделало вывод, что лучший способ решить все эти проблемы — продолжать наши структурные реформы».
Министр финансов прокомментировал прошлую модель роста экономики, ориентированную на заимствования.
«У нас осталось не так много фискального пространства (для роста расходов и увеличения долга — прим. Spot), чтобы делать что-либо без этих реформ. Да, три-четыре года назад мы были сосредоточены на заимствованиях. Условия по заимствованиям финансовых ресурсов тогда в мире благоприятствовали этому. Мы традиционно имели низкий уровень госдолга, поэтому могли позволить себе положиться на этот инструмент, а партнеры и инвесторы были склонны поддержать нас», — отметил Ишметов.
Он также выделил ряд вызовов, ожидающих экономику Узбекистана в будущем.
«Если посмотреть на следующий период, то нас ожидают множество вызовов в будущем. Мы можем наблюдать приближение мировой рецессии, ужесточение денежно-кредитной политики [со стороны центробанков развитых стран], что ведет к повышению ставок и удорожанию стоимости заимствования. В это же время рецессия будет ограничивать фискальное пространство для создания резервов. Единственный выход заключается в том, что мы должны сосредоточиться на структурных реформах, которые позволят перестроить нашу политику, сделав ставку на частный сектор, чем на государственные деньги или заимствования. В среднесрочной перспективе нам следует полагаться на деньги со стороны частного сектора», — констатировал чиновник.
По его словам, «в будущем будет сложнее осуществлять реформы из-за региональных кризисов, изменения настроений инвесторов в негативную сторону, касающихся в целом [перспектив роста региона]. Однако следует оказывать содействие посредством реформ, чтобы гарантировать, что инвесторы будут заинтересованы вкладывать свои деньги в Узбекистан».
Тимур Имшетов выделил ряд сфер, которые нуждаются в дальнейшем реформировании и способы обеспечить экономический рост.
«Нам многое еще предстоит сделать в сфере либерализации цен в некоторых отраслях, трансформации госкомпаний таким образом, чтобы частный сектор мог иметь равные возможности для конкуренции в своей области. Мы должны закончить с программой приватизации и ее результатами. Если мы продолжим реформы, я уверен, что мы покажем достаточно высокий рост. Мы говорим сейчас по меньшей мере о 5% и выше, но мы больше обеспокоены следующими годами. Речь идет не о 2023 году, а о 2024 и 2025 годах. Мы можем поддерживать рост только при условии продолжения этих реформ. Если мы отложим и замедлим процесс реформ, то, начиная со второго и третьего года, будет почти невозможно расти теми же темпами», — резюмировал он.
В конце своего выступления министр финансов сделал заключение о необходимости перехода экономики на новую модель развития.
«Для Узбекистана в данный момент продолжать проводить реформы, которые в конечном итоге гарантируют переход вашей экономике к модели, ориентированной не на государственный, а на частный капитал. Это единственный путь (развития — прим. Spot), которому мы должны следовать» — заключил Ишметов.
Ранее Spot писал, какие факторы, по мнению вице-премьера Джамшида Кучкаров, способствовали экономическому росту в этом году.