На прошлой неделе президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо посетила Узбекистан для встречи с Шавкатом Мирзиёевым, участия в Совете иностранных инвесторов и Самаркандской конференции по связям между ЕС и Центральной Азией Global Gateway.

В эксклюзивном интервью для Spot Одиль Рено-Бассо рассказала о ключевых изменениях в Узбекистане, значимости Совета иностранных инвесторов, приоритетных направлениях ЕБРР в Узбекистане, причинах инфляции и многом другом.


Какие ключевые изменения, произошедшие в Узбекистане за последние годы, вы можете отметить?

За последние пять лет произошло достаточно много изменений, связанных с открытием экономики, созданием благоприятного климата для местных и иностранных инвесторов, а также развитием сотрудничества с соседними странами. На мой взгляд, Узбекистан начал большой трансформационный путь с важных макроэкономических реформ, в частности, обменного курса и валютного регулирования.

Все это повлияло на то, что пять лет назад ЕБРР возобновил деятельность в Узбекистане. Тогда в стране практически не было иностранных инвесторов. А сейчас мы видим большое число заинтересованных в инвестировании в страну.

Как за последние годы менялось отношение иностранных инвесторов к Узбекистану?

К тому времени, когда ЕБРР возобновил деятельность в Узбекистане в 2017 году, в стране практически не было крупных инвесторов. Я была очень впечатлена количеством инвесторов на первой пленарной сессии Совета инвесторов при президенте. В заседании участвовали представители США, Саудовской Аравии, Франции, Великобритании, Турции, Южной Кореи.

Достаточно большое количество компаний уже инвестировали в Узбекистан и намерены продолжать вкладываться в различные сектора экономики, включая энергетику, банковский сектор, промышленность, текстиль и сельское хозяйство.

Конечно, Узбекистан выигрывает от того, что многие инвесторы из-за войны и санкций в отношении России переводят сюда свой капитал и компании.

Но безусловно, для инвесторов важно, чтобы продолжалась работа по реформам с точки зрения функционирования судебной системы, верховенства права, искоренения коррупции и улучшения деловой среды.

Первая пленарная сессия Совета иностранных инвесторов, которую вы упомянули, состоялась 16 ноября. Каковы ее результаты? В чем заключается основная цель совета?

То, что эта сессия формально состоялась, уже является достижением как таковым. Это означает, что есть инвесторы, которые заинтересованы в Узбекистане, а также созданы возможности для инвестирования в страну. Конечно, нужны рабочие группы, которые будут на ежедневной основе работать над конкретными предложениями в законодательство страны.

Так как совет был создан еще в 2019 году, я думаю, что нужно было время на подготовку. Кроме того, из-за пандемии не было возможности встретиться вживую и обсудить важные вопросы.

Считаю, первая встреча прошла достаточно позитивно из-за вовлеченности двух сторон. Видно, что президент готов слушать и принимать во внимание, что говорят инвесторы, а инвесторы, в свою очередь, заинтересованы в принятии участия в процессе обсуждений реформ.

А теперь нужно более тщательно поработать над предложениями и общей целью. Следующая встреча состоится через полгода.


Узбекистан второй год занимает лидирующее положение в качестве страны-получателя инвестиций ЕБРР в Центральной Азии. Расскажите, с чем связан такой интерес к стране?

Для ЕБРР Узбекистан очень важный партнер. Символом этого является то, что в следующем году в мае планируется ежегодное заседание Совета управляющих ЕБРР именно в Самарканде. Это отличная возможность посмотреть, что было сделано в стране, а также степень вовлеченности и обязательства ЕБРР перед страной.

Мы верим, что Узбекистан имеет важное значение в регионе. Кроме того, Узбекистан — самая густонаселенная страна в Центральной Азии. Говоря в целом о Центральной Азии хочу отметить, что это очень важный партнер для сотрудничества. Поэтому наша деятельность в стране настолько активная.

Какие направления приоритетны для работы банка в Узбекистане?

Во-первых, развитие частного сектора — ключевой фактор деятельности ЕБРР. Это то, что банк стремится продвигать и стимулировать. В настоящее время половина наших инвестиций направлена в частный сектор.

ЕБРР стремится к тому, чтобы финансирование частного сектора составляло минимум 65% от общего объема инвестиций. Так что нам есть еще куда двигаться.

Второе важно направление — эффективный переход на зеленые технологии. Страна до сих пор сильно зависит от ископаемого топлива. Кроме того, существует проблема низкой энергоэффективности в экономике.

Узбекистану еще многое предстоит на пути перехода к зеленым технологиям. Правительство поставило задачу к 2023 году получать 25% всей вырабатываемой энергии из возобновляемых источников — это амбициозная цель, которая приветствуется ЕБРР и является важным шагом на пути к декарбонизации.

Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) очень важно. ЕБРР старается поддерживать МСБ через банковский сектор посредством целевых кредитных линий, которые в том числе направлены на переход на зеленые технологии.

Также у нас есть программы для женщин-предпринимательниц. В настоящее время разрабатывается новая программа для молодых предпринимателей с выделением кредитных линий и содействии в технической экспертизе. Мы стремимся поддержать молодых бизнесменов, помогать им расти и экспортировать продукцию.


Фото: Илья Семендеев / Spot

Согласно отчету ЕБРР, один из факторов, способствующих росту экономики Узбекистана — рост переводов, релокация. Как вы считаете, насколько долгосрочный характер будет иметь такой рост с учетом того, что мигранты из России, Белоруссии, Украины могут уехать в третьи страны или вернуться на Родину?

Да, это правда. Большой рост связан с ростом переводов и релокацией. По нашим данным, с начала войны около 300 тыс. людей эмигрировало из этих стран в Узбекистан. Большой приток высококвалифицированных кадров наблюдается в сфере IT, следовательно и приток денежных средств в эту сферу.

Это большой вклад в развитие страны, влияющий на спрос. Конечно, трудно предугадать насколько долго это продлится и будет ли этот тренд стабильным. Это трудно оценить, потому что существует много неопределенностей в сложившейся мировой ситуации. Но есть несколько факторов, которые будут влиять на то, чтобы мигранты оставались в Узбекистане.

Интересным в этой ситуации является то, что с начала войны было много опасений по поводу стабильности денежных переводов и положения узбекистанцев, проживающих в России, вернутся ли они обратно. Переводы не только стабилизировались, но и значительно выросли. Думаю, что доступ на рынок труда России также стал более легким.

В целом, сейчас это все благоприятно влияет на экономику Узбекистана. Очень трудно предсказывать, что будет дальше, потому что очень многое зависит от геополитической ситуации. Я предполагаю, что многие мигранты останутся здесь.

Главный негативный фактор развития экономики — инфляция. Как Узбекистану добиться его замедления?

На сегодняшний день, высокая инфляция характерна не только для Узбекистана. Это глобальная проблема. К примеру, уровень инфляции в Великобритании тоже очень высокий.

Такой уровень инфляции обоснован двумя факторами. Первый — последствия COVID-19. Для уравновешивания негативного влияния пандемии на экономический рост правительства и центральные банки проводят адаптивную фискальную и денежно-кредитную политику, внося в систему много ликвидности, чтобы помочь избежать банкротств и краха экономики. Сейчас эта ликвидность оказывает влияние на спрос и высокую инфляцию.

Вторым фактором является ситуация в Китае, и связанные с этим нарушения цепочки поставок и торговли в целом. Это глобально повлияло на инфляцию. Дополнительным фактором также является война, что сильно повлияло на цену энергоресурсов и продовольствия. Конечно, все это оказывает влияние и на экономику Узбекистана.

Самой неотложной проблемой, с которой сегодня сталкиваются все экономики Центральной Азии, включая Узбекистан, является инфляция, а в чуть более длительной перспективе — расходы на обслуживание долга. Инфляция потребительских цен составляет от 10% до 16%, что выходит далеко за пределы целевых коридоров, угрожая благополучию многих домохозяйств и подвергая риску структурные реформы и меры фискальной консолидации.

В июле 2022 года потребительская инфляция достигла 12,3% на фоне удорожания продовольственных и сырьевых товаров. Также в стране существует своего рода инфляционная спираль, когда повышение зарплат ведет к повышению уровня инфляции. В этой связи денежно-кредитная политика должна сыграть очень важную роль, чтобы снизить инфляционные ожидания.


Фото: Илья Семендеев / Spot

Как вы считаете, какие имеются вызовы в связи с геополитической ситуацией и какое решение вы видите в вопросах цепочки поставок и логистики?

Очевидно, геополитическая ситуация сложилась таким образом, что у Узбекистана и других стран Центральной Азии появился шанс диверсификации. Я имею в виду, что это вынуждает развивать эти направления, но также одновременно и открывает новые возможности.

За каждым вызовом стоят возможности. Возможности диверсификации экспорта, развитие экспортных возможностей не только в направлении России и Китая. Это также позволит снизить зависимость от одного рынка, что очень важно. Для этого необходимо проделать большую работу, чтобы понять, как лучше это организовать и какая инфраструктура нужна для этого.

Узбекистан не имеет выхода к морю. В этой связи, необходимо находить альтернативные пути имеющимся коридорам.

Государство намерено сократить доли в банках. Почему, по вашему мнению, процесс приватизации проходит медленно и что необходимо предпринять?

Процесс приватизации замедлился из-за пандемии и неблагоприятной ситуации на рынках, вызванной войной. Кроме того, думаю, что приватизация банков зависит от каждого отдельно взятого банка.

Банки сами должны достаточно хорошо подготовиться к приватизации с точки зрения менеджмента, оценки финансовых институтов, качества активов и т. д. Возможно, будет нужна внутренняя реорганизация. Придется также изменить и подход в работе — от государственной компании к компании, которая может конкурировать на рынке, с большей ориентацией на KPI и обслуживание всего частного сектора. Это большой трансформационный путь и это нормально, что он займет какое-то время.

Более того, фактор войны между Россией и Украиной также влияет на замедление процессов приватизации. Это связано с тем, что инвесторы должны планировать и оценивать последствия. К примеру, многие были готовы инвестировать в Великобританию, но сейчас они сделали шаг назад, чтобы еще раз все обдумать. Таким образом, эти процессы замедления происходят во всем мире, не только в Узбекистане.


Фото: Илья Семендеев / Spot

Узбекистан планирует к 2030 году довести доходы на душу населения до $4 тыс. Насколько это реальные цели и что стране необходимо сделать, чтобы этого добиться?

Я считаю, что это очень амбициозная цель. Думаю, ставить такие цели — хорошо, потому что это стимулирует к развитию.

Для этого необходимо значительно увеличить ВВП. Я имею в виду, что Узбекистану надо продолжать программу реформ, трансформацию экономики, привлекать инвестиции и т. д. Необходимо увеличивать производительность, увеличить возможности для экспорта, создавать новые компании, развивать МСБ, а также промышленные мощности.

Я думаю, что когда Узбекистан достигнет этой цели, это будет означать удвоение ВВП на душу населения.

Какие реформы сейчас необходимы Узбекистану?

В первую очередь необходимы реформы в судебной системе, совершенствовании верховенства права, искоренении коррупции. Мы много внимания уделяем экономике. Нужны реформы государственных и отраслевых предприятий, чтобы повысить производительность, улучшить управление, повысить прозрачность. В транспортной системе уже начались изменения, но они также нужны в сфере энергетики, ИКТ.

Проведение банковской реформы и приватизации очень важно. Кроме того, я понимаю, что развитие человеческого капитала, реформа образовательной системы не является нашей основной задачей, но остаются важным компонентом программы реформ.

Я уверена, что данные стратегические реформы помогут в стремлении привести все заинтересованные стороны в соответствие с целью реформ.

Какие у ЕБРР планы по Узбекистану на ближайшие 5 лет?

ЕБРР работает в соответствии со страновой стратегией, принятой на 5 лет (2018−2023). Новая стратегия вступит в силу с 2024 года.

Конечно, мы должны проанализировать результаты пятилетней работы. Но развитие частного сектора, зеленый переход, цифровизация и инклюзивность будут частью ключевой цели, которой мы будем продолжать следовать в стране.

В наших инвестициях мы ориентируемся на приоритеты правительства в госсекторе и на рыночный спрос в частном секторе. Надеюсь, что мы продолжим наращивать объемы финансирования экономики Узбекистана, причем ежегодный объем наших ассигнований в этой стране уже в текущем году может достичь 1 млрд евро.