Компании с иностранным капиталом — наиболее производительные предприятия в Узбекистане. Об этом говорится в аналитической записке Института прогнозирования и макроэкономических исследований.
В 2021 году Узбекистан освоил иностранных инвестиций на сумму $11,1 млрд, из которых $9,8 млрд составили вложения в основной капитал. Доля инвестиций и кредитов в основной капитал составила 42,3% от всех инвестиций.
В экономику Узбекистана инвестируют около 50 стран. Лидером с показателем $2,2 млрд является Китай, немного опережая Россию ($2,1 млрд). Следом идут Турция и Германия с $1,18 и $0,8 млрд соответственно.
На конец 2021 года в Узбекистане действовало 13,2 тыс. предприятий с иностранным капиталом — в 2,7 раз больше, чем было в 2017 году. Из них около 6 тыс. предприятий являются совместными, а 7,2 тыс. — полностью иностранные.
Более 73% от количества предприятий с иностранным капиталом располагаются в Ташкенте или Ташкентской области. Авторы подчеркивают необходимость привлечения иностранного капитала и в другие регионы страны — Республику Каракалпакстан, Сырдарьинскую, Хорезмскую, Джизакскую и Кашкадарьинскую области.
30% всех предприятий с иностранным капиталом заняты в сфере промышленности, а 28,5% — в торговле. Меньше всего таких предприятий в сфере услуг по проживанию и питанию, хранению и перевозке, а также в здравоохранении.
Предприятия с иностранным капиталом привлекают 36,5% всех иностранных инвестиций и кредитов и 43,9% прямых и других инвестиций.
Несмотря на то, что на предприятиях с иностранным капиталом трудоустроено 6% общей численности официально занятых в экономике, они обеспечивают 15% объема производства и ответственны за привлечение 24% инвестиций в основной капитал.
Предприятия с иностранным капиталом играют важную роль и во внешней торговле. В то время как количество предприятий с иностранным капиталом составляет 2,5% от общего числа предприятий, на них приходится 19,8% внешнеторгового оборота страны, 19,7% экспорта и 25% импорта. Например, около 44,3% экспорта текстильной продукции осуществляется благодаря им.
Тем не менее, экономисты отмечают, что предприятия с иностранным капиталом не заинтересованы в развитии экспортной деятельности. Вместо этого они обычно концентрируются на продукции с низкой добавленной стоимостью.
ИПМИ делает вывод, что экспортный потенциал предприятий с иностранным капиталом не задействован полностью, а их количество остается ограниченным. Предлагается стимулировать экспортную деятельность для переориентации на продукцию с более высокой добавленной стоимостью.
Ранее Spot писал, какие товары и куда выгоднее всего экспортировать Узбекистану.