В Узбекистане с 2011 года работает медиасервис MEGOGO. Сейчас пользователям помимо кино, сериалов, телевизионных каналов доступны аудиокниги, подкасты, а также контент от блогеров. По данным компании, в месяц сервисом пользуются сотни тысяч узбекистанцев.
MEGOGO представлен еще в 12 странах, включая Азербайджан, Грузию, Эстонию, Казахстан, Украину. А часть каталога доступна для пользователей во всем мире.
Директор MEGOGO в Центральной Азии Нурлан Чукубаев в интервью Spot рассказал об отношении узбекистанцев к платному контенту, сотрудничестве с местными блогерами и подкастерами, пиратах и локализации.
Расскажите, как принимали решение о выходе на рынок Узбекистана? Чем привлекательна страна?
MEGOGO появился в Узбекистане с момента старта медиасервиса. Еще на этапе подготовки к запуску мы понимали значимость Центральной Азии, и Узбекистана в частности. Ведь это очень интересный рынок с растущей экономикой, а в стране есть спрос на качественный развлекательный и образовательный контент, который предлагает MEGOGO.
За время присутствия мы активно наполняли каталог контентом, но 2022 год стал особенным — в мае мы добавили раздел телевидения, который со старта насчитывал более 80 телеканалов. В их числе MTV, Nickelodeon, National Geographic, Discovery, Animal Planet, а также национальные каналы и телерадиокомпании. А с прошлого месяца появилась оплата локальными банковскими картами.
Как оцениваете рынок онлайн-кинотеатров в стране?
Рынок Узбекистана достаточно емкий и высококонкурентный. Уже сейчас свои услуги предлагают несколько компаний, и с большой вероятностью их число будет увеличиваться. Но нужно понимать, что на момент зрелости рынка останутся только сильнейшие игроки, способные предложить своим клиентам наиболее широкий спектр услуг. А этого смогут достичь далеко не все.
Мы видим, что в Узбекистан заходят крупные международные OTT-сервисы (поставляют контент на смартфон, компьютер, smart-телевизор или любое другое устройство пользователя, не зависят при этом от провайдера интернета, спутниковой или кабельной передачи данных — прим. Spot) и стриминговые платформы. Сейчас они тестируют рынок, предлагая долгосрочные пробные периоды, изучая интерес населения. Кроме того, проявляют активность крупные локальные игроки из телеком сферы, а также небольшие компании (студии), предлагающие собственный оригинальный контент.
Но на сегодняшний день для всех игроков есть важная задача — легализация контента и соблюдение авторских прав. Без этого не получится сделать условия конкуренции равными, а сам рынок не будет особо интересным для международных компаний.
Поэтому главный конкурент сейчас — пираты. Просмотр пиратского контента не столько усложняет работу для нас, сколько делает Узбекистан неинтересным для мировых игроков. Условно, если фильм соберет 1 тыс. просмотров на легальных платформах и 10 тыс. у пиратов, то для правообладателя количество просмотров будет равно 1 тыс.
Таким образом рынок будет выглядеть неперспективным, а значит локализации контента или инвестиций в страну может не быть.
Насколько население в Узбекистане готово потреблять платный контент, и в целом платить за просмотр фильмов, например?
Это вопрос времени и привычки. Многие для себя уже открыли преимущества качественного звука и картинки. Достаточно один раз посмотреть фильм в хорошем качестве без надоедливой рекламы, и желание пользоваться пиратскими сервисами пропадает.
В среде маркетологов есть поговорка: «если что-то вам дают бесплатно, значит товар — это вы». Так и с пиратскими сервисами. Когда вы ими пользуетесь — продают вас. Продают беттинговым сервисам, онлайн-казино и прочим сомнительным рекламодателям. И здесь выбор каждого — быть ценным клиентом или товаром.
А мы продолжаем наполнять сервис премьерами, качественным контентом и уникальными наработками, за которые пользователь без зазрения совести готов будет заплатить.
Как отличается потребление контента пользователями из Узбекистана по сравнению с другими странами?
Для каждой страны контент и его формат существенно отличаются, поэтому прямо сравнить их не получится. Например, в Украине очень популярны спортивные события и фильмы. В Узбекистане несомненное лидерство за кино.
Как устроен доступ к MEGOGO? Почему, если у человека уже есть подписка, ему все равно нужно платить за некоторые фильмы?
MEGOGO имеет несколько вариантов использования. Часть материалов предлагается с бесплатным доступом и открыта всем желающим. Сюда входят некоторые фильмы, мультфильмы, часть телеканалов и другой контент.
Далее можно оформить подписку, чтобы открыть доступ к расширенному перечню контента и дополнительным опциям. При этом некоторые премиальные фильмы, сериалы и мультфильмы могут не входить даже в «Максимальную» подписку. Например, это премьеры, которые совсем недавно шли в кинотетатрах или до сих пор идут. Они через определенное время переходят в раздел подписок.
Это общемировая практика, и аналогичная модель реализована на всех легальных международных сервисах, поскольку такие условия диктует правообладатель.
Кого считаете конкурентами?
Мы уже давно не позиционируем себя как онлайн-кинотеатр. MEGOGO перешагнул этот рубеж и сейчас наиболее подходящая формулировка — медиасервис. Потому что мы предлагаем не только каталог фильмов, сериалов и мультфильмов, но и телевидение, аудиокниги, подкасты, образовательный контент и многое другое.
Поэтому и перечень конкурентов для для нас более широкий — не только отдельно взятые поставщики OTT-услуг, а также и развлекательные сервисы.
Какую долю рынка планируете занять в ближайшие годы?
Наша долгосрочная цель — стать лидером в своей нише. Что касается ближайших перспектив, то мы будем активно наращивать клиентскую базу, предлагая лучшее решение на рынке. У нас есть все предпосылки для этого — контент для всей семьи, прямые контракты с мировыми студиями, глубокое знание рынка и желание развиваться в Узбекистане.
Кроме того, после санкций, наложенных на российские сервисы, MEGOGO остается, наверное, единственным игроком, который легально демонстрирует новинки мирового кинопроката в Узбекистане.
В начале марта MEGOGO остановил работу в России. Как это сказалось на компании? Планируете ли компенсировать потери за счет расширения деятельности в других странах, включая Узбекистан?
Мы постоянно рассматриваем возможности расширения бизнеса, в том числе выход на новые рынки. Уже в ближайшее время запускаемся в одной из европейских стран.
При этом для MEGOGO каждая страна особенная — требует тщательного подбора контента и локализации сервисов. Например, в Узбекистане мы сейчас активно работаем с локализацией и привлечением местных производителей контента.
Расскажите об этом подробнее: как и на каких условиях происходит сотрудничество с локальными производителями контента?
Многих блогеров уже можно послушать и посмотреть на нашем медиасервисе. Например, мы уже работаем с Xurmo, Kunduziy, Texnoplov, SUSAMBIL, Teacher Azam и многими другими.
Мы открыты и призываем блогеров и подкастеров на MEGOGO. Больше того, мы готовы к сотрудничеству со всеми производителями контента в республике. Всегда открыты к работе и готовы поддержать своими компетенциями локальных игроков, в том числе предоставить им площадку для выхода на зарубежные рынки.
В финансовом плане сотрудничество зависит от типа контента. Что-то авторы и правообладатели предоставляют бесплатно, что-то мы приобретаем. Условия коммерческих сделок всегда индивидуальны и являются коммерческой тайной.
Планируете ли локализовать контент — переводить на узбекский язык?
Конечно, это постоянный процесс, требующий больших ресурсов. Уже сейчас на MEGOGO доступен каталог контента на узбекском языке — около 2 тыс. часов. Сюда входят мировые новинки и классика кинематографа, мультфильмы, сериалы, шоу. Сейчас мы также активно наполняем каталог контентом локальных производителей, в том числе блогеров и подкастеров.
А в перспективе планируем работу по созданию собственного локального контента. Например, в Казахстане своими силами запустили аудиопроект — KhanCast, каждый из 10 эпизодов которого посвящен казахским ханам. Хотелось бы, порадовать чем-то подобным и жителей Узбекистана.
Какие еще решения планируете внедрить в Узбекистане?
Поскольку MEGOGO не просто онлайн-кинотеатр, а полноценный провайдер развлечений, то на платформе каждый найдет все что ему нужно. Это кино, сериалы, мультфильмы, подкасты, обучающие материалы. Весной этого года мы запустили ТВ-продукт — локальные и зарубежные каналы. Всего более 80 телеканалов, немалая часть из которых доступна бесплатно. Сейчас мы активно работаем над увеличением их числа, в том числе ведем переговоры о подключении локальных частных каналов.
Также активно развивается ниша нелинейных каналов — это тематические телеканалы собственного производства MEGOGO, которые круглосуточно транслируют топовые фильмы, сериалы, а также познавательный и развлекательный контент.
Еще одним значимым событием стала возможность оплаты на MEGOGO картами UZCARD и HUMO. В прошлом месяце мы запустили проект с компанией Payme. Сейчас платежный шлюз работает в тестовом режиме, а все, кто оформит подписку до конца года, оплатив ее с помощью карт UZCARD и HUMO, получат скидку в размере 50%.
Что касается планов на ближайшую перспективу, то это усиление спортивного направления, а также активное наполнение каталогов локальным контентом.