Луиза Салиметова — основательница Telegram-канала Relocationuz. Она оставила должность директора по маркетингу и пиару, вложила около $6,5 тыс. собственных средств в развитие платформы, чтобы помогать приезжим и популяризировать Узбекистан.

С недавних пор на канале начала появляться реклама, но в точку безубыточности проекту выйти пока не удалось.

В эксклюзивном интервью Spot основательница Relocationuz рассказала о том, с какими сложностями столкнулась в самом начале, как удается работать одной, какие инструменты применяется для монетизации и что планирует в ближайшем будущем.


Как все началось

В марта со мной связались друзья из России, Белоруси и Украины. С началом смуты и объявления «военной операции» люди начали интересоваться переездом в Узбекистан.

Поначалу их было немного и я охотно делилась информацией, но когда цифра перевалила за 70 человек, поняла, что разрываюсь и с этим надо что-то делать. Так я и решила создать Telegram-канал Relocationuz.

4 марта появился первый пост и подписчики. Решила сразу же добавить пару своих друзей из Facebook, которые могли помочь с информацией.

День за днем количество участников росло. Сегодня на канал подписано больше 28,5 тыс. человек.

Конечно, если бы я подсуетилась и начала работать с отелями, то возможно людей было бы в разы больше, ведь по правде говоря, многие по сей день не знают о существовании платформы.


В то времена я работала директором по маркетингу и пиару, вела удаленно разные проекты. Сначала канал вела параллельно с работой.

Конечно же, успеть все и вся было крайне сложно: людей становилось больше, мессенджеры разрывались от количества вопросов, каждый просил о помощи. Совмещать это все с каждым днем становилось сложнее.

В итоге уволилась с работы и отказалась от всех проектов. Думала, что это на пару месяцев и еще не понимала, каких масштабов все достигнет.

Если бы у меня был просто один общий чат, например, как в Кыргызстане, то я бы, скорее всего, все успевала. Но у меня таких чатов с десяток:

  • чат для тех, кто только думает о переезде;
  • для родителей;
  • для женщин;
  • о недвижимости;
  • для поиска работы;
  • для IT-специалистов;
  • для встреч и другие.

При этом помимо ответов на вопросы в десятках групп, нужно еще и контент создавать: ездить по городам, заведениям, магазинам, снимать и рассказывать, что и где можно приобрести, как отдохнуть и сколько все это будет стоить.

Так, за почти девять месяцев на развитие канала ушло порядка $6,5 тыс. из собственных сбережений. Деньги в основном пошли на организацию сборов приезжих.

Ведь людям, оказавшимся в чужой стране, как можно быстрее хочется встретить единомышленников и понять, что они не одни.

А еще нужно было наполнять платформу контентом, ездить за свой счет из одного конца города в другой, мотаться по городам, чтобы собрать всю информацию там, где-то жить и на что-то есть. И так как я не работала, то и существовала на накопленные сбережения.

Всю информацию, что сейчас есть на сайте, я собирала по крупицам день за днем. Было достаточно сложно, ведь в интернете нет никаких данных и приходится все это делать вручную.


За 9 месяцев работы могу выделить пять главных вопросов, которые мне чаще всего задают приезжающие:

  1. Как восстановить просроченный узбекский паспорт?
  2. Где найти хорошего акушера-гинеколога?
  3. Где найти работу и куда устроиться?
  4. Где найти жилье?
  5. Вопросы с предложениями — помощь, воркшопы, проекты и многое другое.

Многие из тех, кто сюда переехал, имеют за плечами большой опыт и готовы бесплатно делиться знаниями, за то гостеприимство, с которым их здесь встретили. Я думаю, что это очень ценно и важно для нашего рынка.

Сегодня как и в самом начале веду канал самостоятельно.

У меня нет сотрудников и команды, которым бы я выплачивала зарплату, но есть волонтеры, которые помогают по доброте душевной — отвечают по возможности на комментарии в группе, мониторят беседы, работают с цензурой.

Так вышло, что IT-специалисты были в группе самыми активными, жили здесь уже несколько месяцев и владели разной информацией.

Именно их наличие и помощь позволили недавно разделить группу Самарканд-Бухара на две самостоятельные. Ребята в них администраторы и имеют полную свободу в том, чтобы что-то удалять, добавлять или отвечать на вопросы.

Первые сложности

Во-первых, до того как открыть чаты, все люди писали мне в личную страницу или в комментариях под постами — порядка тысячи сообщений в день. Когда я поняла, что так дело не пойдет, решила открыть разные чаты.

Во-вторых, столкнулась с хейтом. Многое из того, что «прилетает» — провокации и я это прекрасно понимаю. Стараюсь не заводиться и никак не реагировать.

Например, этой осенью по просьбе руководства компании выложила вакансию для экспатов. Очень многих возмутило, что на работу ищут не местных граждан, а иностранцев, хотя подобная практика найма присуща множеству зарубежных стран.

Образование, опыт и наличие определенных навыков и иные критерии порой сложно найти среди местных кандидатов и потому приходится искать специалистов за рубежом.

Вдобавок, мне написали лично, угрожая иском в прокуратору. Обосновали тем, что я якобы разжигаю межнациональную ненависть объявлением о поиске сотрудника. И это при том, что условия к нанимаемому были прописаны самой компанией.


Вдобавок, в основном канале я размещаю объявления о свободных вакансиях лишь с достойной оплатой труда — около $2 тыс.

Связано это с тем, что сегодня аренда хорошей квартиры в городе составляет не меньше $800-$1000, а многие прилетают целыми семьями и им еще нужно на что-то жить — оплачивать детский сад, школу, коммунальные услуги, покупать продукты.

А еще я не выставляю вакансии компаний, которых не знаю и зачастую не пишу оклад. Конечно, все оговаривается с работодателем, а у многих компаний даже штатные сотрудники не знают размера заработной платы коллег.

Хейт и негатив людей порой выбивают из колеи. Я стараюсь не обращать внимания, учусь не реагировать, но пока дается сложно.

Монетизация

С недавних пор я решила взяться за монетизацию Relocationuz. Сейчас вся реклама состоит из видео-обзоров. Стоимость одного полноценного ролика составляет $500. Но я не берусь за все проекты, работаю выборочно.

Вдобавок, всегда обсуждаю с клиентом цель рекламы, желаемую отдачу, прописываю сюжет, а при съемках выкладываюсь на 100%.

Для меня важно не просто деньги получить, но и рассказать о продукте максимально полно и интересно.

И конечно же, компаний готовых платить такие деньги — не так много. Пока еще не все понимают, что аудитория канала платежеспособная и заинтересованная во многих услугах и продуктах.


С мероприятий у меня пока не получается заработать. Оплата входных иногда даже с трудом покрывает все расходы: я оплачиваю фото- и видеосъемку, диджея, печатаю бейджики, открытки, оплачиваю девочкам работу за регистрацию гостей.

Сначала входной стоил $4, потом $5, а сегодня уже $6. Цена выросла, так как на последних мероприятиях работает еще фотограф, видеограф и девочки, которые регистрируют гостей.

Например, на последнем мероприятии было аж 150 человек. Понятное дело, что каждому, кто работает на мероприятии нужно заплатить.

Пробовала я и на донатах зарабатывать и за счет них организовывать мероприятия или поездки, но, к сожалению, с этим все печально. Если честно, то в какой-то степени даже обидно, ведь я столько отдаю сил, энергии и собственных сбережений.

К слову, за все существование канала я ни разу не прибегала к его рекламе или бартеру. Канал вырос до 28 тыс. подписчиков органически. А все потому что у меня изначально не было никакой цели заработать на этом.

Пару раз Relocationuz упоминали в статьях для VC.ru, Forbes.ru и приезжие блогеры в своих обзорах и влогах рассказывали о канале. Было очень приятно.

О тех, кто перебрался

Пока ажиотаж приутих, но люди все еще прибывают. Так, по моим данным, после объявления мобилизации лишь за один день было подано около 8 тыс. заявок на временную регистрацию. Но насколько это правда, я ручаться не могу. По крайней мере, о большом количестве прибывших можно судить по заведениям общепита и концертам.

Большой стереотип среди местных в том, что среди первой весенней волны были одни IT-специалисты. На самом деле это далеко не так. Я это поняла во время организации первых встреч, экскурсий и мероприятий.

Многие перебрались целыми семьями, другие прилетели в Ташкент, чтобы разведать обстановку, остальные здесь временно живут, а после перебираются в другие страны. Но есть и те, кто продал жилье в России и намерен навсегда поселиться в Узбекистане.

Могу сказать, что сейчас в Ташкенте много хороших специалистов из области маркетинга, пиара, немало врачей, переводчиков. Есть среди многих и актеры, и специалисты по продажам, и даже ветеринары.


На первых порах наши местные компании охотно брали иностранцев на работу, платили им баснословные суммы, а после приходили к выводу, что надежд человек не оправдал, компанию на новый уровень не вывел, а деньги пущены на ветер.

Я в этом случае советую руководству и HR заранее узнать о человеке как можно больше, не верить слепо всему, что расскажет потенциальный кандидат, а запрашивать рекомендации с его прошлых компаний, изучать подробнее резюме.

Так или иначе, но каждый желает преподнести себя в лучшем свете. Соответственно, будет рассказывать о себе лишь лучшее и запрашивать ценник выше рыночного.

Планы

Сейчас моей главной целью остается одно — работать на благо страны и людей. Хочу, чтобы к нам прилетало как можно больше туристов и люди забывали о всех стереотипах, связанных с Узбекистаном.

Через Relocationuz стараюсь популяризировать Узбекистан и не в рамках туризма, но и для привлечения инвестиций, и лучших специалистов.

Совсем скоро будет готов логотип. Его мне на безвозмездной основе согласилось сделать одно из столичных агентств. Я смогу продавать разные мерчи — футболки, толстовки, кружки и все, что можно будет забрендировать.

В идеале — выйти на стабильных доход и нанять человека, который будет работать с группами или с организацией мероприятий. Это позволит высвободить достаточно времени, для начала отдохнуть, а после подумать над чем-то новым и полезным для подписчиков.

Больше всего мне бы хотелось интеграции с разными брендами, например, с Samsung, Chortoq, Huawei и другими.

Формат и аудитория Relocationuz позволяет делать рекламу продуктов и услуг разных сфер и рынков. Будь то ритейл, салоны красоты, гостиницы, магазины детской одежды, кафе, рестораны, прачечные и многое-многое другое.

Вдобавок, я активно ищу спонсоров и партнеров для разных активностей.

Сегодня мы вместе с IT Park выпускаем на канале видео с интересными героями. Их сторона предоставляет мне видеографа и я этому очень рада, ведь ранее приходилось платить за его работу со своего кармана.

Успела посотрудничать и с недавно вышедшим на рынок маркетплейсом Uzum. На одной из очередных встреч они оплатили гостям 150 различных напитков.