В этом году центральные банки динамично наращивают закупки золота в свои резервы, пишет The Economist.
В последнее время центральные банки начали активно закупать золото. За третий квартал резервы пополнились 400 тоннами драгоценного металла, а общее производство золота достигло отметки в 670 тонн. Это является рекордным показателем со времен краха лондонского рынка золотых слитков в 1968 году, когда на бирже спрос сильно превысил предложение, что привело к дефициту золота.
В мае Турция пополнила свои резервы 20 тоннами золота за один раз. Индия и Катар энергично покупают благородный металл. Казахстан удвоил темпы роста покупки золота. Более 2/3 золотовалютных резервов Узбекистана приходится на золото, хотя ранее Центробанк страны планировал снизить долю золота в резервах до половины.
Золото не пользуется спросом среди инвесторов в благополучные времена, так как не приносит доходности. В неспокойные времена золото становится привлекательным на фоне волатильности и высокой инфляции, а в долгосрочной перспективе рассматривается как средство сбережения, не привязанное к экономике какой-либо страны. Это делает драгоценный металл устойчивым к местным политическим или экономическим потрясениям.
Покупка золота выступает альтернативой доллару. Центральные банки стали менять американские казначейские облигации на золото из-за повышения процентных ставок со стороны ФРС в ответ на ускорившуюся инфляцию. В результате выросла доходность долговых бумаг, но снизилась их стоимость, что подоткнуло к их обмену на благородный металл.
Драгоценный металл используется также в серых операциях. Например, на долю неизвестных покупателей золота в этом году приходится большая часть транзакций. Золото помогает обходить санкции, так как применяется в качестве средства платежа при операциях с российскими контрагентами, отключенными от международной платежной системы. Такие страны, как Турция и Катар резко нарастили закупки золота, способствуя, тем самым, обходу западных санкций.
Тем не менее, даже во времена кризиса центральные банки предпочитают закупать золото, а не валюты других стран, например, юани, евро или йены.
Ранее Spot писал, что золотовалютные резервы Узбекистана в октябре сократились более чем $1 млрд.