Spot по традиции подводит итоги года. Вместе с предпринимателями и специалистами в различных сферах вспоминаем яркие кейсы, решения правительства и другие события, которые так или иначе повлияли на определенную отрасль, и окажут влияние на ее развитие в следующем году.
Главный тренд в образовании — желающих учиться, переучиваться, подучиваться становится больше. Количество вузов в стране увеличилось в 2,5 раза — до 198, охват высшим образованием вырос с 9 до 38%. Рынок расширяется и появляется конкуренция между государственными и частными вузами. Лидерами остаются IT-сфера и иностранные языки. Понятна причина: это высокооплачиваемые профессии, доступ к дистанционной учебе.
Какие еще тренды 2022 года можно выделить, и чего ждать в следующем году в сфере образования Spot разбирался с экспертами — предпринимателем и сооснователем Университета TEAM Хикматом Абдурахмановым, председателем Ассоциации негосударственных образовательных учреждений страны, учредителем, директором НОУ «Лидер» Фирузой Вахабовой, международным экспертом по вопросам образования и развития EdTech проектов Русланом Свирским и Камолой Абдуллаевой — Product Owner в ALPHA Education.
Осознанность в выборе учебного заведения
Родители выбирают школу не из-за конкретного учителя, а ищут педагогическое сообщество, близкое по ценностям. Тенденцией образовательных учреждений становится клиентоориентированность и педагогика, с вниманием на развитие у детей навыков, считает Фируза Вахабова.
«Люди теперь понимают, что инвестиции в образование намного выгоднее дорогостоящих пышных свадеб и покупки модного авто. „Мода“ сохранится и число потребителей будет расти, а рынок расширяться за счет масштабирования. Чек за услуги расти не будет ввиду невысокой покупательской способности», — добавила она.
Финансирование частных садов, школ, университетов увеличивается с каждым годом и отображается на количестве, Руслан Свирский обратил внимание на вопрос качества.
«Родитель не найдет за ярким фасадом и свежим ремонтом ничего кроме государственного стандарта. Не факт, что уровень преподавания будет выше, чем в государственной школе или ВУЗе. В высшем, среднем и дошкольном секторах есть приятные исключения в вопросах кадров и качества», — комментирует Свирский.
По его словам, ничего критичного в этой ситуации нет. Рынок отрегулируется, как только клиент-родитель повысит требования к качеству и осознанно отнесется к вложениям в образование ради будущего ребенка.
Фокус на частное образование
Регуляторы посчитали, что в 2022 году число частных вузов достигло 42. Абитуриенты выбирают учебное заведение исходя из предпочтений, географии, языка и будущих планов по учебе и работе.
Этот тренд среди прочего поддерживается также государством, которое выделяет студентам гранты на обучение в частных вузах.
«Государство активизировало сотрудничество с частным сектором по освоению грантов. Так частным вузам выделили от 10 до 30 мест для финансирования талантливой молодежи за счет государства. Университет TEAM получил квоту в 30 мест», — говорит Хикмат Абдурахманов.
Эксперт выразил надежду, что и в дальнейшем талантливые абитуриенты поступят в частные вузы при поддержке бюджета.
Фото: Личный архива TEAM University
При этом частным учебным заведениям важно видеть друг в друге не конкурентов, а «коллег по цеху», считает Абдурахманов. Частные вузы могут между собой общаться, знакомиться, обмениваться опытом.
«Надеюсь в 2023 году частные университеты наладят диалог и организуют совместные программы, мероприятия. В мире много альянсов и сотрудничеств между университетами — Лига плюща в США и Russell Group в Великобритании, — приводит примеры эксперт. — Они сотрудничают между собой: совместные публикации, исследования, двойные дипломы».
На рынок будут продолжать выходить игроки с учетом благоприятного инвестиционного климата и налоговых льгот для развития образовательного бизнеса.
«Вместе с европейскими появятся и восточно-азиатские бренды, так как интерес к IB — международным бакалаврским программам сохраняется. Изучение языков континента — корейского, китайского, арабского растет, да и близость культуры влияет», — отмечает Фируза Вахабова.
Корпоративное обучение
Компании готовы инвестировать в знания персонала, некоторые открывают тренинг-центры и должности L&D-менеджеров (человек, который обучает сотрудников внутри компании — прим. Spot).
Руслан Свирский и Камола Абдуллаева сошлись во мнении, что сектор корпоративного обучения будет расти.
Эйфория от кадровой миграции проходит и выиграют те компании, которые серьезно займутся развитием корпоративных университетов, считает Свирский.
Открытие бизнес-школ и учебных центров с программами для непрерывного образования свидетельствует о повышении спроса и порождает свободную конкуренцию. Это благотворно влияет на рост качества услуг и, в конечном итоге, положительно сказывается на игроках рынка, которые наращивают потенциал и предлагают новые продукты потребителям.
«Еще в 2021 году в ALPHA вывели в отдельное направление корпоративное обучение, в 2022 году увидели рост в два раза: провели 220 тренингов в нескольких регионах Узбекистана. Для компании, намеренной обучить сотрудников, разработали подходящие программы и в течение года обучали две группы по 12−16 человек и продолжим обучать в следующем году», — поясняет Камола.
Фото: Личный архив ALPHA Education
В этом году делегация слушателей из Кыргызстана и Таджикистана прошла корпоративные тренинги по развитию команды. 25 компаний из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Грузии, Украины, Беларуси и России предлагают сотрудничество, рассказывает она.
Трансформация образования
Образование становится смешанным. Теперь оно проводится в интернете, на информационных площадках, языковых центрах. Мотивированные учащиеся и студенты, исходя из потребностей, ищут самостоятельно ресурсы: краткосрочные программы за границей с совмещением учебы и поездки, сообщества, платформы.
Этот процесс будет продолжаться, отмечает Вахабова:
«Учеба в школах, вузах ориентирована на получение результата на основе госстандартов. Но если рассматривать образование как потребность, то оно должно быть направлено на человека. И здесь мы видим появление нового тренда — персонализацию образования. Репетиторство, как вспомогательный ресурс, изживает себя. Студенты чаще использует поисковики для получения знаний, да и „армия“ репетиторов отказывается от такого формата ввиду энергозатратности при низкой стоимости человека-часов», — считает эксперт.
Приток иностранных педагогов
В ALPHA указали на увеличение притока релокантов. Это повлияло на качество и количество экспертов в команде. «Нам удалось привлечь около 10 профессионалов к сотрудничеству как спикеров и сотрудников ALPHA», — говорит Камола Абдуллаева.
На рынке непрерывного образования есть эксперты, которые готовы делиться знаниями. Не все из них имеют необходимые тренерские навыки. «Поэтому мы создали отдельное направление обучения. Курсы предусматривают передачу знаний, технологий и навыков в образовании и как результат ожидаем роста количества преподавателей, тренеров на рынке, способных делиться экспертизой», — добавила Абдуллаева.
Фото: Личный архив ALPHA Education
Хикмат Абдурахманов отметил, что частные вузы стараются нанять лучших педагогов на рынке и из-за рубежа. В 2022 году ТЕАМ пригласил иностранных специалистов из США, Мексики, Иордании, Турции, Индии, а также соотечественников, которые жили и учились за границей.
«Мы вместе повышаем привлекательность образовательной индустрии, научно-академический потенциал в Ташкенте и за его пределами. В концепции развития высшего образования до 2030 года есть цель сделать Ташкент международным образовательным хабом. Мелкими шагами мы к этому идем, но не хватает координации, как это будущее мы собираемся вместе строить», — сказал он.
При этом на рынке труда нет и не будет готовых хороших учителей, считает Фируза Вахабова. «Надо находить внутренние возможности. Привязка заработной платы учителей к KPI, оценка школ по эффективности поможет найти альтернативу государственной системе повышения квалификации. Частные учреждения создают авторские онлайн-курсы по нужным темам для учителей, а менеджеры свои корпоративные среды для развития персонала», — комментирует эксперт.
Цифровизация образования
Фируза Вахабова подчеркнула, что на государственном уровне действует база данных ERP, но зачастую частные школы используют прикладное программное обеспечение — LMS, CRM, CMM для аналитики, мониторинга качества учебы. «Вручную» все это делать невозможно. Только оцифрованные данные позволят улучшать процессы, выстраивать стратегию и двигать прогресс.
«На базе Leader School реализовываются EdTech проекты. С этого года мы запустили первую дистанционную школу в республике — Leader Online. В ходе уроков используются асинхронные т.е записи видеоуроков и синхронные методики в режиме реального времени, создается контент на YouTube», — добавила она.
Фото: LMS-платформа школы Leader Online
Работает международная команда методистов, учителей, дизайнеров программистов из Узбекистана, Германии, США и Украины. Для организации онлайн-обучения с методиками преподавания STEAM внедрили LMS-платформу, рассказывает директор школы Вахабова.
Использование технологических ресурсов ZOOM, Google вошли в практику работы учителя. Некоторые школы уже создают дистанционные школы на авторском материале. В новом году будет разрабатываться нормативно-правовая база получения дистанционного обучения как в средне-специальном, так и в высшем образовании, подытоживает Фируза Вахабова.
В этом году развитие онлайн-школ было трудным, по мнению Руслана Свирского:
«Это объясняется плохим послевкусием, которое осталось у родителей в 2020 году. В то время родители соприкоснулись с некачественным образовательным контентом, который создавался на скорую руку. Многие нырнули в школьную программу впервые со времен школьного выпуска, некоторые еще живут установками, что обучать ребенка может только строгий учитель, с доской и мелом в переполненном классе. Уверен, что эти стереотипы будут преодолены EdTech проектами в 2023 году и мы ожидаем быстрого развития онлайн-школ и курсов», — говорит он.
Что ожидать в 2023
Среди мировых трендов, которые могут стать популярны в Узбекистане в ближайшие годы, эксперты называли, адаптивное обучение, применение искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, геймификацию, использование в образовании социальные сети и разработку совместных платформ.
В соответствии с планами Шавката Мирзиёева ставится задача увеличить ВВП на душу населения до $2800 в 2026 году и до $4000 — в 2030.
По мнению Хикмата Абдурахманова, для достижения таких целей необходимы талантливые кадры. Эксперт считает, что это будет возможно при дальнейшем изменении системы, создании конкуренции, свободном развитии образовательного рынка и доступности качественного образования.
Фото: Личный архив ALPHA Education
Фируза Вахабова предполагает, что в следующем году в учебных образовательных учреждениях акцент сместится на новые образовательные методики, которые помогут развитию грамотности и навыков. Обучение data set уже отходит на задний план и заменяется skills set, утверждает она.
Среди методик будут востребованы личностно-ориентированные и методики корпоративного обучения. Процесс ускорится при условии изменения порядка поступления в вузы.
«Сейчас мы видим „вход“ студента для получения высшего образования без учета предрасположенности его к профессиям выбранного направления. Прием в вузы ограничен сдачей тестов по предметам. Это нацеливает учеников в школе заучивать ответы на тесты, но не мотивирует их на развитие собственно мышления», — комментирует Вахабова.
Эксперты уверены в том, что пока образование остаётся приоритетным направлением в политике государства как основа развития человеческого капитала, оно будет меняться в лучшую сторону. Этому свидетельствует объявление 2023 года в стране Годом заботы о человеке и качественного образования.