директор Ассоциации участников государственных закупок.
Исторически сложилось так, что в некоторых тендерах техническое задание и квалификационные требования пишутся под диктовку тех поставщиков, с кем изначально были договоренности.
В основном это договоренности об откате, но не всегда. Бывает, что заказчик хочет получить более качественный товар или услугу, либо сотрудники заказчика годами привыкли к продукции конкретного бренда, поэтому закупка у определенного поставщика, проверенного временем и опытом, считается наиболее рациональной.
Другие потенциальные поставщики, изучив технические и квалификационные требования, обычно сразу понимают, что тендер выставлен под конкретную компанию и участие в нем не имеет шансов на победу. В таких тендерах сужается круг потенциальных поставщиков с целью довести до победы определенного исполнителя.
За годы работы сформировалось несколько методов написания тендерной документации, которые помогают заказчикам ограничить круг поставщиков.
Кто ты?
Квалификационные требования — это та часть тендера, которая отвечает на вопрос «Кто ты?» То есть это требования, которые предъявляются к участникам: обычно речь идет об опыте, финансовых показателях, реже — о наличии лицензии или определенных специалистов в штате для выполнения каких-либо услуг.
Один из примеров таких требований — авторизационное письмо от производителя. Это документ, написанный в произвольной форме заводом-изготовителем или дилером, о том, что участник тендера является авторизованным дилером или сервис-центром бренда. Никакой дополнительной пользы заказчику оно не дает. К тому же такое требование является незаконным:
Следующий вид требований — опыт поставки требуемого или аналогичного товара. Допустим тендер проходит на поставку бульдозеров, а компания ранее завозила только легковые автомобили. В 9 из 10 случаев ее дисквалифицируют с тендера из-за отсутствия опыта поставки.
Считаю, если у поставщика есть хоть какой-нибудь опыт поставки товаров в системе государственных закупок, неважно, относится он к предмету данного тендера или нет, то исключать его под предлогом отсутствия опыта поставки неправильно.
Ведь участник вносит на депозит деньги в качестве залогового обеспечения, и если он по причинам отсутствия опыта, авторизационного письма или доверенности не сможет поставить товар в срок и надлежащего качества, он заплатит за это копейкой. Кроме того, как правило заказчики не делают предоплату. Поэтому подобные требования становятся лишь преградой, не позволяющей бизнесу развиваться и расти в условиях конкуренции.
Предоставление доверенности от завода-изготовителя. Опять же, заказчик не получает от нее никакой выгоды. Это просто еще один способ усложнить участие в тендере другим поставщикам и сузить круг конкурентов.
Требование предоставить грузовую таможенную декларацию. Этот документ является коммерческой тайной компаний: в нем указывается какой товар, когда, у кого и по какой цене был закуплен. Заказчик по закону не имеет право запрашивать его. Но на практике происходит иначе:
Трудовые ресурсы и опыт работы. Вот один из примеров:
Это тендер на поставку металлических кроватей для Ташкентского государственного экономического университета. Такого рода требования к сотрудникам оправданы, если речь идет о выполнении специфичных услуг, как например прокладка линий электропередач, но какое отношение к тендеру имеет штат компании, которая хочет поставлять металлические кровати?! Думаю, ответ очевиден.
Что ты предлагаешь?
Техническая часть — это требования к товару, который необходимо закупить. Это часть тендера отвечает на вопрос «Что ты предлагаешь?»
Согласно закону о госзакупках, в технической части тендера нельзя указывать конкретный бренд, производителя или страну происхождения. Это усложняет задачу для заказчиков, и им приходится выкручиваться: зачастую в описание товара добавляют как можно больше критериев.
Например, мы сталкивались с тем, что описание к моноблокам диагональю 21 дюйм было расписано на трех листах, а общее количество критериев составляло 41. Было описано буквально все — ширина, длина, вес в граммах, все USB-порты
Ценовая часть тендера — тут речь идет об условиях оплаты. Сложилось так, что заказчики жестко выставляют свои условия оплаты, и у поставщиков нету возможности предлагать свои варианты.
Обычной стала практика оплаты после поставки без всякой предоплаты. Поставщик должен нести все расходы, связанные с поставкой, а также внести залоговое обеспечение для участия в тендере. Такие условия оплаты не приемлемы для многих поставщиков.
Что делать
Заказчики — это бюджетные и корпоративные организации с госучастием, сотрудники которых порой всеми правдами и неправдами пытаются провести закупку (тендер) так, чтобы конкуренция оставалась лишь формально.
Решение данной проблемы вижу в том, чтобы подробно прописать в законодательстве, какие именно требования/действия считаются ограничением конкуренции, что значит завышенные требования к тендеру, какие требования в технической и квалификационной части тендера ставить можно, а какие — нельзя.
Существует еще проблема модерации объявлений: нет порядка ее проведение. Сегодня операторы электронной площадки сами проводят модерацию по правилам и критериям никому непонятным. Считаю необходимо упорядочить этот процесс.
От того, как будет сформировано объявление о закупке зависит то, сколько компаний будут принимать участие, насколько честно будет проведен процесс оценки предложений.
В целом, сравнивая со старой системой госзакупок, несомненно видим улучшения. Но все еще остаются некоторые подводные камни.
Надо помнить, что в себестоимость потребительских продуктов входят товары, закупленные их производителем. То есть в стоимость сахара будут входить компьютеры, мебель и другие товары, которые были приобретены заводом. Система должна быть такой, чтобы люди поверили в ее прозрачность и справедливость. Только в этом случае участников станет больше, будет развиваться здоровая конкуренция. От этого выиграют все: бизнес, государственный и корпоративный бюджет, а в конечном счете и потребители.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.