Текстильная промышленность во время текущего кризиса, как и другие сферы Узбекистана, сталкивается со множеством трудностей и вызовов. Тем не менее перед ней также открывается окно возможностей. Например, рост интереса иностранных, в первую очередь российских, компаний к узбекистанскому текстилю, спровоцированный уходом с рынка России зарубежных брендов, а также связанный с отменой бойкота с узбекского хлопока.
По данным Госкомстата, экспорт текстильной продукции в январе-ноябре составил $2,88 млрд, что почти на 10% больше по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Государство продолжает поддерживать сферу. Так, к примеру, президент Шавкат Мирзиёев в январе подписал указ о поддержке текстильной и трикотажной отраслей. Согласно документу, с 1 февраля текущего года по 1 января 2025-го текстильные и трикотажные предприятия — экспортеры получают налоговые льготы.
Подводя итоги года, игроки и эксперты текстильной индустрии обозначили самые важные тенденции 2022 года:
Музаффар Разаков,
руководитель Global Textile.
Перераспределение на глобальном рынке
На мировом рынке происходят колоссальные изменения. Бренды решили бойкотировать китайский текстиль, то есть высвобождается огромная ниша, где необходимы, естественно, новые источники снабжения, источники поставок. И здесь в Узбекистане есть уникальный шанс.
Мы встречались и общались с несколькими крупными закупочными компаниями и с конечными потребителями текстильной продукции. И они усиленно диверсифицируют свои снабжения, ресурсы, источники. Допустим, заказы из Китая переносятся на другие страны, конечно, в первую очередь сюда входят Юго-Восточная Азия, Вьетнам, Бангладеш. Но очень большое внимание сейчас уделяется и Узбекистану.
Сильно растет экспорт
По итогам одиннадцати месяцев, согласно данным Государственного комитета по статистике, экспорт текстильной продукции составил $2,9 млрд. И, естественно, на следующий год планируется достижение более высоких целей.
Разумеется, любое текстильное производство в Узбекистане ориентировано в первую очередь на экспорт. Мы, например, тоже более 90% продукции производим на экспорт. А все остальное, что мы продаем на внутренний рынок, тоже косвенно экспортируется дальше.
Так как многие компании ориентированы на экспорт, то конкурируем мы в первую очередь не друг с другом на внутреннем рынке, а вместе на мировом. Наши основные конкуренты — это коллеги и предприятия из таких стран, как Турция, Бангладеш, Индия, Китай, Северная Африка. Мы прилагаем все усилия, чтобы быть серьезными соперниками нашим зарубежным коллегам.
Тренд на экологичность
Тренд на экологическую ответственность бизнеса становится уже не просто внутренним этическим решением руководства компании, он влияет на финансирование предприятия, привлечение новых партнеров. Например, зарубежные компании, с которыми мы работаем, также просят предоставить информацию о том, какое место в рейтингах занимает наша фирма именно по соблюдению экологической ответственности. В связи с этим мы запускаем большой проект, где мы выдаем нашему клиенту и партнеру QR-коды, по которым они могут определить происхождение нашей продукции. Даже выяснить, на каком поле и кем был выращен хлопок, условия его сбора, переработки сырья и так далее.
начальник производства в Bonito Jeans.
Ситуация в Украине
На фоне российско-украинского конфликта очень много брендов покинули рынок России именно в текстильной сфере. Из-за этого российские предприниматели начали искать достойную замену и обратились, конечно же, в первую очередь в Узбекистан, что привело к росту заказов на наш трикотаж в этом году.
Но и, кроме этого, пользуются спросом не только джинсовые изделия, ткацкая, верхняя одежда, но и более сложные изделия. К нам уже обратилось около 40 заказчиков, которые непосредственно работают на рынок России.
Это и большие ритейлеры, имеющие сеть 300−400 магазинов по всей России, и маленькие бренды, которые только продают свои товары на маркетплейсах. По всей республике очень много производителей заключили с ними контракты и работают над их заказами. Это, конечно, стало причиной большого скачка экспорта именно в Россию.
Окно в Европу
Отмена бойкота на узбекистанский хлопок было историческим событием, которое несомненно повлияет на перспективы развития отрасли, и уже отразилось на объемах экспорта нашего товара на европейский рынок. Мы непосредственно сами тоже начали этот процесс, открыли торговые точки в Польше и скоро начнем поставку нашего товара на рынок Европы через Польшу, Латвию и другие страны. Таким образом, проложено начало продаж в Европе.
Очень быстро набирает темп выпуска изделий из джинсовой ткани, верхней одежды и более сложных ткацких изделий. Если раньше у нас был только популярный трикотаж, то сегодня существуют и другие сферы и уклоны текстиля, которые у нас тоже развиваются и довольно быстро.
Шохрух Каюмов,
сооснователь Fratelli Casa и Uzbtextile.
Публичные личности в текстиле
В этом году владельцы многих текстильных бизнесов начали публично появляться и говорить об имеющих место тенденциях в текстиле и в своем бизнесе, хотя раньше они оставались в тени.
Публика всегда интересуется происходящими событиями за кулисами бизнеса и в самом секторе, особенно полезны рассказы лидеров отрасли о своем опыте. Действительно, начинающие или оказавшиеся в трудном положении предприниматели получают бесценные знания.
Продажа на маркетплейсах
В мире электронная коммерция развита, а в Узбекистане только набирает обороты. Особенно привлекательными кажутся условия выхода на различные маркетплейсы, так как нет необходимости выстраивать самостоятельно онлайн-продажи с нуля. Достаточно присоединиться к площадке, где уже все выстроено. Многие текстильщики считают это трендом и полагают, что нужно обязательно быть на маркетплейсах, но не все понимают, как это делать. Посоветовал бы коллегам учитывать, что это один из каналов продаж и постараться зарекомендовать себя хотя бы где-то онлайн.
Instagram бум
В этом году открылось очень много торговых марок одежды, которые представлены только в Instagram. Люди поняли, что открыть бизнес и представить себя в соцсетях стало модно и быстро. В Instagram начали выходить трикотажные бренды местных производителей. Многие не имеют своих офлайн магазинов, поэтому продажи производятся исключительно онлайн. В основном это кэжуал трикотажные изделия: футболки, свитшоты, худи, спортивки.
Здесь также представлен большой ассортимент аксессуаров: сумки, носки, ремни и так далее. Это дает хорошую возможность прощупать спрос на свои товары, если в будущем вы планируете открыть свою офлайн точку.
Закрытие производств
Многие фабрики отдают свои заказы на аутсорс, то есть фактически закрывают своё производство, либо уменьшают производственные мощности. Если найти правильных партнеров-производителей и сотрудничать с ними, то это действительно выгодное решение. Объёмы заказов увеличиваются в разы, занятость производственников сейчас практически полная.
Мерч взлетает
В Узбекистане резко начал расти интерес к мерчу. Компании стали заказывать одежду сотрудникам с символикой своих брендов, в которой их можно увидеть сегодня не только на всех мероприятиях, но и на рабочих местах. Студенты также с гордостью носят брендированную форму своего вуза. Эта ниша была почти пустая.
Мерч используют не только компании, но и блогеры, медийные личности в качестве одного из способов монетизации. Например, недавно проект Alter Ego объявил о запуске продаж своего мерча.