Рынок подержанных автомобилей по объёму в 3,5 раза превышает продажи новых авто, сообщает Центр экономических исследований и реформ в своём отчёте.
За десять месяцев с начала года узбекистанцы оформили 906,5 тысяч договоров купли-продажи подержанных авто. По сравнению с 2021 годом активность на авторынке выросла примерно вдвое.
Около 70% вторичного рынка занимают автомобили местного производства. Среди подержанных иномарок лидирует Lada с долей в 12,7% — на 2,6 процента меньше предыдущего года. За ней расположились ГАЗ (2,5%) и Hyundai (2%).
В разы выросла доля сделок с подержанными электромобилями — с 0,4% в предыдущем году до 2,28%. Больше половины из них (1,2%) пришлось на BYD, хотя годом ранее китайская марка занимала лишь 0,1% рынка.
Самыми востребованными моделями на вторичном рынке стали Lacetti-Gentra, Cobalt, Spark, Damas, Nexia-2, Nexia-3 и ВАЗ 2106. По данным ЦЭИР, на них пришлось 48% от всех продаж.
Цены на автомобили за прошедший год в среднем выросли на 12−15%. Сильнее других моделей подорожал Cobalt — плюс 20−22% в зависимости от позиции. Следом идут Spark (18−19%), Lacetti (16−18%) и Nexia 3 (18%).
Эксперты отметили рост числа перепродаж относительно новых авто. Если в предыдущие два года средний возраст подержанной машины на продажу составлял 13 лет, то сейчас понизился до 11.
Возраст автомобиля и, соответственно, его износ в среднем снижают стоимость авто на 3% за год. Сильнее всего среди наиболее ходовых моделей обесцениваются Malibu-2 (-5,9%) и Gentra в третьей позиции (-4,4%), а также Cobalt (3,6−3,9%).
Среднеарифметический пробег машины на вторичном рынке составляет 22 131 км в год. При этом около 60% автовладельцев проезжают меньше этого расстояния, что указывает на использование машин преимущественно для поездок по городу для собственных нужд.
Ещё 20% предлагаемых к продаже наматывают на одометре 22−30 тыс. км ежегодно (82 км в день). По данным ЦЭИР, речь идёт о тех, кто добирается из пригорода в город на работу и учёбу, а также о части таксистов.
Наивысшие уровни пробега отмечены в Сырдарьинской (29,6 тыс. км), Андижанской (27,4 тыс. км) и Джизакской областей (27 тыс. км). В столице средний километраж составляет 22−23,2 тыс. км.
Ранее Spot писал, что продажи автомобилей в ноябре обновили рекорд с 2018 года.