В 2023 году мировая экономика столкнется с рядом вызовов, которые замедлят ее рост до 2,7%. После восстановительного роста мировой экономики в 6% по итогам 2021 года и умеренных темпов роста в 3,2% в уходящем году будет наблюдаться понижательная динамика из-за инфляции, энергетического кризиса, войны в Украине и деглобализации на фоне геополитического раскола и роста протекционизма.

Экономике Узбекистану удалось пережить первоначальный шок и приспособиться к новым реалиям. Однако по мере ухудшения ситуации в мировой экономике появятся новые вызовы, создающие угрозу сохранения высоких и стабильных темпов роста в среднесрочной перспективе.

Узбекистан, как развивающаяся страна, зависим от мировой экономической конъюнктуры. С учетом этого, узбекистанским властям придется прибегнуть к новым инструментам и практикам. То, что было актуально и востребовано в прошлые годы, неприменимо сейчас.

Мировая экономика

Мировая экономика все еще не до конца оправилась и вышла из коронакризиса, захлестнувшего мир в 2020 году. В прошлом году удалось достичь внушительных темпов роста в 6%, но это был всё же восстановительный рост. В текущем году МВФ в своем октябрьском обзоре «Перспектив развития мировой экономики» оценивает рост в 3,2%, последовательно снижая свой прогноз на протяжении всего года.

Пересмотр прогноза в сторону снижения затронул также ожидания на 2023 год, когда мировая экономика должна вырасти всего на 2,7%, что является самым слабым ростом с 2001 года, за исключением мирового кризиса 2008−2009 годов и пандемии COVID-19. Гранью мировой рецессии МВФ считает рост мировой экономики на 2%. Согласно прогнозам, мир будет очень близок к этой границе в следующем году.

Мировая инфляция, по прогнозу, по итогам 2022 года повысится до 8,8%, что на 4 процентных пункта превышает прошлогодний показатель. Высокая инфляция сохранится также в следующем году, несмотря на незначительное замедление темпов роста. Пик инфляции в развитых странах — США, ЕС, Великобритания — уже пройден и она начинает постепенно снижаться, но при этом остается значительно выше таргетов национальных центральных банков.

Монетарные власти еще сохраняют пространство для ужесточения денежно-кредитной политики. Например, повышение ключевой ставки со стороны американского регулятора приводит к укреплению доллара, оттоку капитала из развивающихся стран в США и росту привлекательности гособлигаций, а также сокращению ликвидности на рынке, в том числе и долговом.

«Высокие процентные ставки, установленные ФРС США, приведут к тому, что не все компании смогут расплачиваться по кредитам, а те что смогут, будут оптимизировать расходы, увольнять сотрудников. Мы уже видим, что многие крупные компании (Amazon, Morgan Stanley, Meta и т. д.) начинают оптимизировать свой штат. Все это, в свою очередь, приведет к снижению спроса и роста экономики. Ситуация в Европе схожая, только еще более сложная, там инфляция превышает 10%», — отмечает директор департамента сопровождения сделок PwC Дониёр Исламов.

Главная тенденция, наблюдаемая в мировой экономике, — деглобализация, которая продолжается на протяжении последних лет. Аналитики американского инвестиционного банка JPMorgan называют «конец глобализации» главной темой наступающего года. Пандемия COVID-19, рост протекционизма и военный конфликт лишь способствуют данному тренду.

Другие важные факторы — это энергетический кризис, рост цен на продовольствие на мировых рынках, политика нулевой толерантности к COVID-19 в Китае, которая приводит к нестабильности в экономике Поднебесной, а также геополитическая напряженность вокруг Украины, Тайваня и других горячих точек. Следует ожидать роста влияния политических вопросов на мировую экономику в 2023 году.

Экономика Узбекистана

В 2021 году Узбекистан показал высокие темпы роста экономики в 7,4%. В этом году ожидалось, что экономика продолжит уверенный рост, но военный конфликт в Украине и последующие санкции в отношении России существенно ухудшили прогнозы.

Однако экономика страны оказалась более устойчивой к возникшим вызовам, чего не ожидали многие экономисты. К тому же, Узбекистану удалось извлечь выгоды из возникшей ситуации, что положительно сказалось на экономике страны через рост трансграничных переводов, увеличение экспорта, например, в Россию, приток российских инвестиций, человеческого капитала и ликвидности в банковскую сферу.

«Российские производители и ритейлеры активно ищут поставщиков, которые могут заменить товары из Европы и некоторых других стран. Для текстильщиков, например, это хорошая возможность зайти на те сегменты рынка, где раньше были только международные бренды. В Узбекистане есть производители, которые выпускают под заказ российских брендов, но пока нет „локальных чемпионов“, которые развивают собственные бренды за рубежом на серьезном уровне. Думаю, здесь также было бы полезно для местных производителей расширение льготного экспортного финансирования со стороны государства», — говорит представитель PwC.

По его словам, также наблюдается ситуация, при которой некоторые инвестиционные компании и крупные предприниматели России начали рассматривать инвестиции и покупку бизнесов в Узбекистане с целью диверсификации активов. У них есть понимание, что у нас их активы находятся в безопасности, а также экономика растет, спрос не полностью удовлетворен локальным производством, считает эксперт.

«Что касается миграции россиянв, в ситуации, когда в мире происходит борьба за таланты, это уникальная возможность для Узбекистана, в частности для развития сектора услуг. В Узбекистане сектор услуг занимает 35% от ВВП, в странах с высоким доходом данный показатель составляет 75%. И значительная часть приезжих — это как раз специалисты с опытом в таких направлениях как IT, финансы, консалтинг, маркетинг и т. д. Они имеют опыт, который востребован для местных компаний, и знания, которые они могут передать нашим молодым специалистам. Соответственно, нужно создать условия для удержания данных специалистов в стране. Успешным примером, является работа IT Park в данном направлении», — говорит Исламов.

Положительное воздействие распространилось неравномерно, то есть некоторые секторы экономики выиграли от новых условий, а другие проиграли из-за роста конкуренции, усложнения логистики и т. д. Тем не менее, кумулятивный эффект оказался положительным, что дало толчок экономической активности, а следовательно и росту совокупного спроса и предложения. По итогам нынешнего года, по оценке Центробанка, экономика Узбекистана вырастет на 5,2−5,8%, а ЦЭИР приводит цифру в 5,8%.

В свою очередь, международные организации и кредитные агентства улучшили свои прогнозы по росту узбекистанской экономики на 2023 год. В целом ожидания находятся в промежутке от 4,7% до 6,5%.

Для изучения перспектив экономики Узбекистана необходимо обратиться к проекту госбюджета страны на 2023 год. В нем Министерство финансов делится своими прогнозами по важным макроэкономическим показателям, согласно которым будет планировать госбюджет и выстраивать свою политику.

  • ВВП. Минфин Узбекистана прогнозирует рост экономики на следующий год в размере 5,3%, но с перспективой ускорения до 6% в 2025 году. В 2023 году объем ВВП страны превысит 1 квадриллион сумов. Основными драйверами роста выступят промышленность, сфера услуг и сельское хозяйство.

  • Инфляция. Рост индекса потребительских цен составит 9,5% против 12−12,5% по итогам нынешнего года. К 2025 году ожидается достижения цели инфляционного таргетирования, проводимого узбекистанским регулятором, в размере 5%.

  • Госбюджет. Доходы государственного бюджета вырастут и достигнут 232 трлн сумов, а расходы — 227,8 трлн сумов. Однако, если к расходам госбюджета прибавить расходы государственных целевых фондов, то бюджетный дефицит составит 24,7 трлн сумов или около 2% от прогнозируемого объема ВВП. Дефицит консолидированного бюджета равен 32,5 трлн сумов или 3% ВВП.

  • Налоговые поступления. В текущем году сумма налоговых сборов составила 162,5 трлн сумов, а в следующем году увеличится на 12% или на 20,8 трлн сумов — до 183,4 трлн сумов. Поступления от НДС составят треть от всех налоговых сборов. Прямые налоги и налог на прибыль обеспечат 47,1 и 37,2 трлн сумов соответственно.

Вызовы

Узбекистану удалось оперативно принять необходимые меры для преодоления экономических трудностей в 2022 году, но следующий год готовит еще более серьезные вызовы, с которыми необходимо считаться и на которые придется реагировать, не прибегая к старым инструментам, которые обеспечили уверенный рост в прошлом.

  • Замедление роста экономики. В 2022 году Узбекистан извлекал выгоду из сложившейся ситуации, а в следующем году придется столкнуться с негативными эффектами от конфликта в Украине. Например, рецессия в российской экономике будет негативно сказываться на Узбекистане через внешнеторговые, инвестиционные и миграционные потоки. Если принимать во внимание то обстоятельство, что Россия — главный внешнеторговый партнер Узбекистана в 2021 году и по итогам 11 месяцев этого года, то ухудшение экономической ситуации в России не обойдет стороной и нашу страну.

  • Инфляционное давление. Экономика Узбекистана будет находиться под инфляционном давлением на фоне глобальной инфляции, включающей мировые цены на энергоносители и продукты питания. Узбекистан импортирует инфляцию из стран-партнеров, с которыми ведет внешнеторговые операции. Аналитики Standard & Poor’s считают, что ЦБ не удастся достичь целей по инфляции в ближайшем будущем из-за глобального ценового давления. Повышение цен на продовольствие снижает благосостояние населения, что приводит к тому, что всё больше людей оказываются за чертой бедности. Помимо этого, по словам главы Минфина Тимура Ишметова (накануне назначен первым заместителем советника Президента РУз по вопросам развития отраслей экономики, инвестиций и реализации внешнеторговой политики), высокая инфляция увеличивает финансовые обязательства бюджета через рост расходов, что способствует раздуванию дефицита бюджета.

  • Бюджетный дефицит. В 2023 году дефицит консолидированного бюджета превысит 30 трлн сумов. Если раньше дефицит покрывался через наращивание государственного долга, то сейчас фискальное пространство для заимствований сокращается.

    В 2022 году ситуация на мировом рынке госдолга ухудшилась, делая заимствования более дорогими, что увеличивает нагрузку на бюджет страны. Это создает угрозу мирового долгового кризиса, предупреждают во Всемирном банке, сопровождающегося дефолтами развивающихся стран, как было уже с Замбией и Шри-Ланкой. Покрывать бюджетный дефицит через госдолг становится более проблематичным из-за роста стоимости финансирования.

«Уже в этом году доходность по суверенным облигациям Узбекистана выросла с 4.5% до более чем 8.5% на текущий день. Рост стоимости заимствования на международных рынках приведет к тому, что и внутри страны вырастут ставки на рыночные кредиты и депозиты», — отмечает Дониёр Исламов.

  • Безработица и бедность. Большинство трудовых мигрантов из Узбекистана работают в России, откуда они отправляют переводы. В связи с этим, Узбекистан сильно зависит от состояния дел в российской экономике. Если эмбарго на нефть и нефтепродукты в совокупности с введенными потолками на энергоносители приведут к более глубокой рецессии в экономике России, это снизит спрос со стороны работодателей на рынке труда, а следовательно части трудовых мигрантов придется вернуться обратно. В этом году этого удалось избежать из-за множества факторов, благодаря которым Россия смогла пережить первоначальный шок. Однако следующий год будет тяжелее на фоне снижения цен на нефть и растущего дефицита федерального бюджета, с которым сталкивается российское правительство.

    Кроме того, спад в российской экономике может привести к росту бедности в Узбекистане через уменьшение трансграничных переводов. Этому будет способствовать ослабление рубля к доллару на фоне сокращения торгового профицита и относительно низких цен на российскую нефть. По оценке МВФ, при новом сокращении переводов за чертой бедности может оказаться дополнительно 1 млн человек в странах Центральной Азии и Закавказья. Данная ситуация в первую очередь угрожает благосостоянию наименее обеспеченных слоев населения.

Еще одним из вызовов, с которым может столкнуться экономика, по мнению Исламова, является ослабление курса сума:

«На мировых рынках была очень сильная волатильность курсов валют в 2022 году. Курс евро, например, с начала года упал на 8% и почти сравнялся с курсом доллара США, в моменте курс британского фунта тоже падал до практически паритета с долларом. При этом курс сума упал менее чем на 4%. В случае, если мы увидим мировую рецессию в 2023 году, давление на курс сума значительно усилиться, так как в такой ситуации многие инвесторы уходят в доллары США», — отмечает эксперт.

Ожидания

Исходя из текущей экономической ситуации, официальных прогнозов и заявлений чиновников, можно построить следующие ожидания.

Курс на приватизацию государственных компаний и банков будет продолжен. На полях второго Международного экономического форума в Самарканде вице-премьер Джамшид Кучкаров заявил, что «Узбекистан не видит альтернативы приватизации».

Со схожей риторикой на том же форуме выступил министр финансов Тимур Ишметов, сказав, что Узбекистану нужно делать ставку на частный сектор, закончив амбициозную программу либерализации.

Тем не менее, несмотря на слова чиновников, приватизация может столкнуться с рядом проблем, так как на предложенные объекты не найдется достаточного спроса со стороны инвесторов на фоне ухудшения ситуации в мировой экономике и оттока капитала с развивающихся рынков.

Центральный банк Узбекистана вероятно сохранит умеренно-жесткую денежно-кредитную политику в следующем году. По итогам декабрьского заседания регулятор оставил ключевую ставку без изменений — на уровне 15%. Снижение ставки маловероятно из-за высоких инфляционных ожиданий со стороны населения и бизнеса, неопределенности во внешней среде, возможного ослабления курса национальной валюты вследствии ухудешния счета текущих операций. Сохраняющееся ценовое давление заставляет монетарные власти придерживаться умеренно-жесткого подхода.

Правительство будет проводить бюджетную консолидацию, направленную на замедление инфляции. Необходимость этого обосновал министр финансов Тимур Ишметов.

«Высокая инфляция увеличивает фискальные обязательства бюджета из-за необходимости повышать расходы на выплату зарплат и пенсий. В Узбекистане, где 50% госбюджета идет на покрытие социальных обязательств, это большое бремя, когда высокая инфляция снова ведет к росту расходов. Экономика попадает в своеобразный [замкнутый] круг, когда растут расходы, которые подпитывают инфляцию, а в ответ на нее приходится снова увеличивать расходы» — отметил он.

Наступающий год обещает быть непростым, наполненным множеством различных вызовов и рисков, способных замедлить темпы экономического роста в Узбекистане. Изменение ситуации в мировой экономике в сторону ухудшения требует от правительства продолжения структурных внутренних реформ, чтобы поддерживать высокие темпы роста на ближайшие годы. Международная среда будет ужесточаться, конкуренция за привлечение инвестиций и капитала расти, поэтому на этом фоне Узбекистану необходимо повышать свою привлекательность и конкурентоспособность, иначе обозначенные сроки по поставленным целям по двукратному росту ВВП, увеличению прямых иностранных инвестиций в экономику, выводу страны на средний уровень дохода на душу населения придется перенести или даже кардинально пересмотреть.