Во всем мире компании такие, как Amazon, Alibaba, «Сбер», строят экосистемы. Этот тренд набирает популярность и в Узбекистане. О намерении создать свою экосистему заявляли многие компании, например Click, «Узпромстройбанк».

Экосистема — это набор сервисов, объединенных вокруг одной компании. Например, «Яндекс», который включает такие сервисы, как такси, доставка, почта, музыка и другие.

Преимущества для пользователей в том, что не нужно все время вводить логин и пароль, так как есть общий аккаунт. Пользу от экосистемы получают и потребители, и владельцы бизнеса. Первые за подписку получают более выгодные условия, вторые — привлекают больше клиентов.

Как экосистемы развиваются в Узбекистане и что с ними будет в будущем, разобрались с экспертами сферы: Музаффаром Аъзамовым — председателем Ассоциации электронной коммерции , Романом Лаврентьевым — управляющим директором Uzum, Аскарбеком Алшанбаевым — генеральным директором Zoodmall / Zoodpay по СНГ.

Текст представлен в сокращенном виде:


Как развивается электронная коммерция в Узбекистане

Интерес потребителей к электронной коммерции бурно развивается, считает Музаффар Аъзамов. Тому есть несколько подтверждений. В частности, по данным Центрального банка на январь 2020 года, количество скачиваний банковских приложений составило 10 млн, а через 2 года эта цифра удвоилась, составив 20 млн скачиваний (данные за январь 2022 года. По состоянию на 1 декабря 2022 года количество пользователей дистанционных банковских услуг достигло 29 млн — прим. Spot). Соответственно, потребительские предпочтения росли в год на 50%.

«Это показывает, насколько быстро эволюционируют потребительские привычки. А также демонстрирует, что имеется спрос со стороны потребителей и то, что бизнес может удовлетворить этот спрос. Кроме того, в этом году на рынок зашел крупный игрок в лице Wildberries, Zoodmall продолжает активную работу, громко о себе заявил Uzum, агрессивно проводя рекламную компанию и представляя достойный сервис», — отметил Аъзамов.

Доля проникновения электронной коммерции в Узбекистане по разным оценкам составляет 1−3%. В сравнении с Китаем, где доля составляет 20%, и соседним Казахстаном, где она равна примерно 10%, это низкий показатель. Но для того, чтобы расти, необходимо, чтобы рынок переходил на легальные способы работы, считает председатель Ассоциации электронной коммерции.

uzum, zoodmall, экосистема

По оценкам аналитиков Uzum, к 2026 году рынок электронной коммерции в Узбекистане составит $1,8 млрд. Управляющий директор Uzum считает, что эти цифры немного занижены, потому что темпы роста после пандемии намного опережают предыдущие прогнозы.

В следующем году ожидается бурное развитие рынка электронной коммерции и массовый переток бизнеса в онлайн, считает Аскарбек Алшанбаев. По его мнению, компании активнее начнут создавать онлайн-каналы продаж.

«Думаю, к 2026 году онлайн-канал продаж будет основным для многих компаний. Имеется в виду, что более 50% продаж будет приходиться на онлайн-продажи» — отмечает представитель Zoodmall.

Также будет расти конкуренция между маркетплейсами: как за счет цены, так и расширения категорий товаров: если сейчас на площадках представлены в основном электроника, одежда, косметика, то в ближайшее время, по мнению Алшанбаева, в интернет-маганизах можно будет найти также стройматериалы, с больших объемах будут продаваться продукты питания.

Важным изменением в электронной коммерции стало то, что на рынок зашли крупные игроки. Зачастую такое событие характеризуется бурным ростом сферы. Это связано с тем, что у крупных игроков бывает достаточно опыта, финансовых средств и экспертизы для того, чтобы закрепиться на рынке в самом начале, когда требуются большие вложения.

«На рынок зашли два крупных маркетплейса: Uzum и Wildberries — это хороший сигнал. На рынке не хватало большого крупного игрока, способного изменить наш рынок. Например, до того как „Яндекс“ зашел в Узбекистане, в стране было множество служб такси, которые по различным причинам не могли себе позволить тратить большой бюджет на рекламу и т. д. При прочих равных условиях бюджет определяет, насколько будет эффективен тот или иной проект. Только на приложение „Яндекс“ по разным оценкам затратили более $10 млн. Кроме того, перед запуском „Яндекс“ провел большую маркетинговую акцию по привлечению водителей. У местных компаний не было таких бюджетов, чтобы так агрессивно проводить рекламные компании и завоевывать рынок», — отмечает Музаффар Аъзамов.

По его мнению, приход крупного игрока в лице «Яндекса» в корне изменил ситуацию на рынке такси, аналогичный сценарий наблюдается в электронной коммерции, когда приход крупного игрока позволяет ускоренными темпами развивать сферу.

Экосистемы в Узбекистане

Экосистемы — новое явление в Узбекистане, к которому стремятся многие IT-компании. Наши эксперты поделились своим видением экосистемы и рассказали, как они их строят в своих компаниях.

Uzum

Uzum — это цифровая IT-экосистема, которая объединяет вокруг себя несколько сервисов: Uzum Market, Uzum Bank и Uzum Nasiya.

uzum, zoodmall, экосистема

Uzum Bank был создан в результате интеграции с цифровым банком Apelsin:

«Первое, о чем мы договорились, чтобы все наши бренды были под одним именем. Это для нас очень важно, потому что пользователю нужно идентифицировать экосистему. Второе, мы договорились о том, что будем интегрироваться на уровне продуктов. Например, при оплате в пункте выдачи заказов (ПВЗ) с помощью приложения Uzum Bank пользователи будут получать 5% кешбека. Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы интегрировать сервисы друг с другом для того, чтобы они давали максимальную пользу нашим клиентам и им было выгодно оставаться внутри экосистемы» — рассказал Роман Лаврентьев.

Помимо Ташкента компания работает в 15 городах Узбекистана. Основной акцент сделали на то, что товар, который отображается на маркетплейсе, точно есть на складе. Более того, покупатели гарантированно получают товар на следующий день после заказа.

В Uzum изначально инвестировали в строительство складов и собственную логистическую инфраструктуру, для того, чтобы обеспечить быструю доставку.

«Мы понимаем, что из распределительного центра в Ташкенте мы можем дотянуться почти в любую точку страны, не строя пока дополнительных складов в других частях Узбекистана. Склад площадью в 25 тыс. кв.м. позволяет хранить 100 тыс. наименований товаров. Кроме того, у нас есть своя логистическая служба: автомобили совершают доставку по городу, либо доставляют товары в пункты выдачи заказов в других городах», — рассказал Роман Лаврентьев.

Он также добавил, что компания активно приглашает мерчантов к сотрудничеству. Партнеры отправляют свой товар на склад, где он хранится бесплатно и оттуда уже распределяется, куда и когда доставить. Как только клиент получил свой заказ, Uzum перечисляет деньги мерчантам, удерживая комиссию в размере 3−20% в зависимости от стоимости и категории. В день команда уже обрабатывает уже более тысячи заказов.

По словам Лаврентьева, принципиальное отличие Uzum от схожих сервисов в том, что компания строит экосистему. Так, пользуясь одним из сервисов, человек автоматически получает доступ ко всем остальным сервисам. И это сделано бесшовно, то есть можно переключаться между сервисами и при этом не проходить заново идентификацию или регистрироваться.

«Вдобавок ко всему, пользуясь сервисом, потребители получают дополнительную выгоду в виде кешбэка. Таким образом, становится выгоднее потреблять в условиях единой экосистемы» — отметил Лаврентьев.

Zood

Zood — это глобальная компания со штаб-квартирой в Швейцарии, основанная в 2017 году. Это также экосистема, состоящая из трех элементов: Zoodmall, Zoodpay, Zoodship.

uzum, zoodmall, экосистема

Компания присутствует в пяти странах: Узбекистан, Пакистан, Иордания, Ливан и Ирак. По объему продаж на Узбекистан, Пакистан и арабские страны приходится по 30%.

В Узбекистане Zoodmall был запущен в 2019 году. Изначально на котором можно было заказать китайские и турецкие товары и оплатить онлайн разными способами, в том числе в рассрочку, позже стали добавляться локальные мерчанты. Сейчас на платформе представлено более 4 тыс. местных и 30 тыс. зарубежных продавцов (Китай и Турция).

«В Китае и Турции мы занимаемся поиском партнеров и продавцов, но не продаем там из-за высокой конкуренции на этих рынках. Пять лет назад акцент на Китай был сделан потому, что таким образом было легко подключить множество продавцов, которые закрывали почти все позиции по различным категориям. Таким образом, у нас было 6 млн наименований», — отмечает Аскарбек Алшанбаев.

Он также добавил, что компания продолжает расширять экосистему и планирует запускать новые сервисы, в которых также можно будет оплатить в рассрочку. Экосистема будет развиваться и вертикально, и горизонтально. Например, в части платежных инструментов в ближайшее время появятся переводы с карты на карту, оплата услуг в рассрочку и другое. Также будут другие сервисы уже как часть экосистемы: Zoodtravel — продажа авиа и ж/д билетов.

По словам главы Zoodmall в регионе, компания активно развивает инструменты рассрочки, которые продвигает по разным каналам: оффлайн (магазины, в которых можно купить в рассрочку), маркетплейс, также можно будет оплатить коммунальные услуги или купить билеты в рассрочку.

«Рассрочка — новый тренд в Узбекистане. А в соседнем Казахстане она настолько популярна, что там даже продукты питания продаются в рассрочку. Такой вид оплаты позволяет потребителям приобретать товары по выгодным условиям, а поставщикам товаров и услуг делать больше продаж, таким образом, средний чек увеличивается на 30%», — говорит Алшанбаев.

У компании высокий уровень одобрения займов — около 80%, то есть 8 из 10 клиентов получают рассрочку. У конкурентов этот уровень ниже 40%. При этом среди аналогичных платформ у Zoodmall наблюдается самый низкий объем проблемных займов. Он составляет меньше 3%. Скоринг осуществляется посредством нескольких инструментов: анализ действий потребителей на платформе, постепенная выдача более крупных займов, тем самым создается кредитная история для потребителя, CRIF и карточные поступления.

«С каждой осуществленной продажи мы удерживаем у местных продавцов от 2−10% от стоимости заказа. Мы предоставляем продавцам комплекс услуг, начиная от создания контента товара, заканчивая доставкой до склада. За доставку чаще всего платит сам клиент, но некоторые продавцы, чтобы продать больше товара, субсидируют расходы на логистику. Сейчас налаживаем новые связи: в ближайшее время на маркетплейсе можно будет купить товары из России, Кореи и Турции» — отметил Аскарбек Алшанбаев.

За логистику отвечает Zoodship — это техническое решение, которое помогает управлять ресурсами имеющихся на рынке курьерских служб. Оно простраивает маршруты доставки, а также в зависимости от качества доставки того или иного партнера, выстраиваются цепочки логистики.

uzum, zoodmall, экосистема

«Большинство наших клиентов предпочитают оформлять доставку на дом. Стоимость варьируется в зависимости от веса товара (в Ташкенте начинается от 12−15 тыс. сумов). В 70−80% заказов товары доставляются на следующий день после заказа. Также мы разворачиваем сеть почтоматов. К концу следующего года по всей стране их будет около тысячи. Почтоматами пользуются в большинстве те клиенты, которые совершают повторные покупки на маркетплейсе. Большим преимуществом почтаматов являются бесплатная доставка, шаговая доступность от дома, а также удобное время работы до 22.00 или круглосуточно», — уточнил Аскарбек Алшанбаев.

По мнению председателя Ассоциации электронной коммерции, лучше, если в стране будет не одна, а несколько экосистем:

«Потребитель сам будет определять, какая лучше и удобнее. К тому же один и тот же потребитель может одновременно использовать несколько экосистем в зависимости от обстоятельств. Рассмотрим на примере Украины, где есть два вида маркетплейсов: prom.ua и rozetka. Rozetka обеспечивает наличие товара, гарантию качества и т. д. Prom.ua предлагает множество продавцов, у которых вы можете купить по более низкой цене, но сервис зависит от продавца. В таком случае, все решает потребитель, где и на каких условиях ему удобнее совершать покупки. Чем больше выбора, тем лучше для потребителя», — отмечает Музаффар Аъзамов.

Что препятствует развитию электронной коммерции

Основными препятствиями в электронной коммерции считаются: поведенческие привычки покупать оффлайн, недоверие к электронным сервисам и магазинам, серый импорт, слабая логистическая инфраструктура.

«На рынке электронной торговли главным барьером является паттерн потребления, который со временем будет меняться, когда у людей появится доверие к интернет-сервисам и маркетплейсам, которые доставляют своевременно, гарантируют в случае каких-то проблем возврат этого товара и добавляют многие интересные сервисы», — считает управляющий директор Uzum.

По его мнению, интернет и плохой смартфон являются препятствием для развития любых IT-сервисов. С другой стороны, в Узбекистане четвертый год подряд наблюдается рост количества смартфонов, причем эти смартфоны заменяют устаревшие, которые не поддерживают скачивание приложений.

Кроме того, заметно как телеком операторы вкладываются в развитие инфраструктуры, тем самым предоставляют пользователям доступ к хорошему интернету.

uzum, zoodmall, экосистема

«С точки зрения регуляторики, здорово, что государство поддерживает диалог с участниками рынка. Правительство разработало постановление, согласно которому банки смогут открывать счета юридическим лицам удаленно для онлайн-торговли. Благодаря этому большее количество торговцев смогут продавать на маркетплейсе. Соответственно, ассортимент расширится и у потребителей будет больше выбора», — поделился Роман Лаврентьев.

Аскарбек Алшанбаев основным препятствием считает серый импорт, так как это создает неравные условия игры на рынке, слаборазвитая логистическая инфраструктура и высокая стоимость доставки. Но либерализация логистической сферы в Узбекистане уже началась. Если раньше на рынке были монополисты, то сейчас рынок открывается и частные компании тоже могут инвестировать.

«Навыки бизнеса также сдерживают развитие электронной коммерции. Предпринимателям все еще не хватает знаний: как продавать онлайн, как продвигать онлайн и т. д. Соответственно, этим нужно заниматься всем игрокам рынка. И у покупателей тоже не хватает знаний: люди до сих пор предпочитают ходить на базар и совершать покупки оффлайн», — убежден представитель Zoodmall.

По мнению председателя Ассоциации электронной коммерции, одним из главных барьеров являются устаревшие подзаконные акты:

«Наши чиновники стараются предусмотреть ситуацию, которая еще не возникла. Нужно дать свободу предпринимателям. В Кыргызстане с июля этого года внедрен налог на электронную торговлю. Согласно нему, если предприятие занимается электронной торговлей, оно обязано открыть специальный счет в банке, через который проходят все платежные операции. И с этого же счета предприниматели уплачивают налог на электронную коммерцию, который составляет 2% от выручки. Этот налог в Киргизии заменяет НДС, налог на прибыль и налог с продаж. Мое предложение заключается в том, чтобы применить киргизский опыт в условиях Узбекистана, введя налог на электронную коммерцию взамен НДС и налога на прибыль. Предпринимателем работать станет легче. Пока у нас большинство компаний находится в тени, говорить о быстром развитии неразумно» — заключил Музаффар Аъзамов.