Узбекистан прошёл 2022 год намного лучше, чем ожидали экономисты. Об этом сообщается в докладе «Перспективы мировой экономики» Всемирного банка.
Экономисты организации оценили рост экономики республики по итогам прошедшего года в 5,7% — на 1,4% выше по отношению к прогнозу июня 2022 года. По этому показателю Узбекистан превзошёл Казахстан (3%) и Кыргызстан (5,5%), но уступил Таджикистану (7%).
Однако в нынешнем году ожидается замедление роста мировой экономики на фоне кризиса, последовавшего за конфликтом в Украине. Оно затронет почти все развитые страны и большую часть развивающихся — в том числе Узбекистан.
ВБ на 0,4% снизил ожидания по узбекистанской экономике в ближайшие два года. Теперь в 2023 году прирост составит 4,9%, а в 2024 году — 5,1%.
Для Казахстана 2023 год также ознаменуется замедлением роста до 3,5%, которое затем сменится небольшим ускорением — до 4%. В предыдущем прогнозе цифры располагались наоборот — 4% в текущем году и снижение темпов роста до 3,5% в следующем.
Таджикистан может показать за 2023 год рост на 5% (на 1,7% больше предыдущей оценки), но в 2024 году он сократится до 4%. Прогноз по Кыргызстану почти не изменился — 3,5% и 4% в текущем и следующем годах.
В России падение ВВП по итогам 2022 года составило только 3,5% — заметно меньше, чем ожидал ВБ. Однако сокращение экономики продолжится и в этом году, причём вместо прогнозируемых ранее 2% оно будет почти таким же, как и до этого (-3,3%).
Прогноз глобального роста ВВП на 2023 год снизился с 3% до 1,7%. Мировая экономика резко замедляется на фоне высокой инфляции, сокращения инвестиций и перебоев с поставками ресурсов, вызванных конфликтом в Украине.
В 2024 году ожидается ускорение мировой экономики до 2,7%. Однако ВБ отмечает, что дополнительные неблагоприятные факторы (например, новая волна пандемии COVID-19 или ускорение роста цен) могут привести к новой рецессии.
По оценкам экономистов, рост ВВП в США упадёт до 0,5%, а в еврозоне сократится практически до нуля. Даже ранее выступавший экономическим локомотивом мира Китай столкнётся с замедлением экономики до 4,3%.
К концу 2024 года развивающиеся экономики могут не досчитаться примерно 6% по сравнению с прогнозами до начала пандемии COVID-19. Темпы роста валовых инвестиций сократятся до 3,5% ежегодно — более чем вдвое ниже средних темпов за последние 20 лет.
Директор группы прогнозов ВБ Айхан Косе рекомендовал учитывать специфику стран при разработке политики по стимулированию роста. В качестве общих пунктов он выделил «формирование надёжной основы бюджетной и денежно-кредитной политики, а также проведение комплексных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата».
Ранее Spot публиковал обзор основных вызовов и трудностей для экономики Узбекистана в 2023 году.