Замерзшие банкоматы, уволенные чиновники, десятки часов без электричества, газа и пошатнувшийся имидж страны — малая часть того, к чему привели «аномальные холода».

О том, что на республику надвигаются морозы стало известно еще в начале января. Но энергокризис, созданный изнутри, предотвратить не удалось.

Большая часть города на протяжении нескольких суток оставалась без электричества и газа. Некоторые жители столицы по сей день живут в кромешной тьме. А Минобороны Узбекистана установило в каждом районе столицы военно-полевые кухни.

Отметка на термометре, перевалив за минус 10, привела к коллапсу в работе бизнеса: у общепита и гостиниц выручка просела в среднем на 40%, количество гостей сократилось на 25%, владельцы бизнеса понизили время работы сотрудников, сохранив за ними полную заработную плату.

Понижение температуры повлияло даже на работу банкоматов. Из-за сильных холодов они списывали со счета сумму, но деньги не выдавали.

Spot пообщался с владельцами ресторанов, гостиниц и узнал, как они выживают в таких условиях, сохраняют качество и какие убытки уже понесли.


По мере сил

Одной из пострадавших от аномальных морозов сфер бизнеса стала отрасль общественного питания.

Многие кафе и рестораны приостановили свою работу, так как не смогли приспособиться к новым условиям.

Проблемы со стороны коммунальных служб — отключения газа, электричества, теплоснабжения, горячей воды и прочего — ограничили работу заведений.

По словам основателя Havoqand People (Les Ailes, Chopar, Taksim и другие проекты) Ахмада Мелибаева, газ в их заведениях отключили еще до наступления аномальных морозов, иногда были перебои и с электричеством.

Со схожей проблемой сталкивается и ресторатор Артур Рудомёткин, основатель Belle Maman, «Свидальня» и других заведений.

«Чтобы в зале не замёрзли гости, а в производственных помещениях — работники, мы от безысходности стали на полную мощность использовать систему кондиционирования, направленную на тепло. К сожалению, при слишком низких температурах и она со временем стала отказывать», — рассказывает он.

По его словам, некоторые трубы подачи воды из-за отсутствия отопления замёрзли и перестали функционировать. Поэтому техперсоналу заведений пришлось работать в холодной воде с использованием максимального количества моющих средств.

«По возможности согревали воду в электрических бойлерах. А блюда предлагали те, что готовятся в электрических печах, на мангале и углях, а не на газовых плитах. Персонал, чтобы не остаться без работы, просил не закрывать заведения. Ребятам первое время приходилось работать в верхней одежде, даже в шапках. Но после мы приняли решение, что так дело не пойдет и потому отпустили их, не урезая зарплаты», — говорит Рудометкин.

Сократить время работы, но оставить заработную плату прежней решил и основатель Sanny Coffee Санжарбек Аширмухамедов.

«Сейчас сотрудники приходят на час позже, уходят на час раньше. В субботу и воскресенье они не выходят, я работаю сам. Вдобавок, не включаем вывеску и наружное освещение, впрочем как и все в городе. Держим оборудование для приготовления выключенным и используем только при заказе. Это, конечно, влияет на скорость подачи, но так мы хотя бы немного экономим электричество», — рассказывает Аширмухамедов.

аномальные морозы, гостиницы, рестораны

Проблема с газом затронула всю столицу, поэтому жители, находящиеся дома, и хозяйствующие субъекты, стали максимально использовать электроресурсы для жизненно необходимых нужд.

Это в свою очередь привело к другой проблеме: в некоторых ресторанах отключилась подача электроэнергии: у одних на полдня, у других на целые сутки, остановив все бизнес-процессы.

А авралы на дорогах сказались на своевременном обеспечении кухни продуктами и на службе доставки.

«Вместе с заморозками уменьшилось количество гостей, но увеличилось число заказов на доставку. При этом радоваться особо нечему, ведь поддерживать качество доставки на должном уровне, когда на дорогах заснеженный хаос, составляет еще большего труда», — говорит основатель Yaponamama и Mayor Tayyor Евгений Пак.

Убытки

В связи с подорожанием логистики, скоростью доставки, отсутствием отопления и горячей воды, соответственно, упал и показатель выручки.

«В нашем случае выручка просела примерно на 40%. В такой холод люди не особо хотят выходить из дома и куда то идти, но мы держимся за счет постоянных гостей», — рассказывает Санжарбек Аширмухамедов.

Его кофейня не единственное заведение, что довольствуется малым, пытаясь хоть как-то выжить в суровые морозы.

Так, например, количество клиентов Twice Spice уменьшилось на 25−30%.

«Выручка, наверное, не могла не упасть, но я особо не думаю об этом, потому что мы хотя бы можем работать, а многие предприятия вообще не имеют такой возможности, либо сильно ограничены», — говорит основатель Twice Spice Станислав Ни.

аномальные морозы, гостиницы, рестораны

Еще печальнее дела обстоят у заведений Мелибаева и Рудометкина.

В первую неделю выручка заведений Havoqand People упала до 70%. Со временем показатели начали расти. Сейчас в среднем они теряют порядка 25−30% от общей суммы.

Январские события привели к большому количеству срывов запланированных банкетов и мероприятий.

«Гости в последний момент начали отменять брони, а те, кто сидел в залах, из-за низкой температуры не выдерживали и уходили, и я их отлично понимаю. Помимо прочего, выключался свет в самый неожиданный для нас момент, и гости уходили так и не дождавшись заказа. Приходилось утилизировать продукты. Мы еще не провели финансовый анализ этого месяца, но уже представляем насколько велики убытки», — говорит Рудометкин.

Теряем позиции

Минусовая температура попортила бизнес-планы не только общепита, но и гостиниц.

Соосновательница Igmar Apart Hotel и Maqom Bar Марина Тен сообщила, что продажи для внешних клиентов на booking.com и Airbnb были приостановлены, а вот прямые продажи на местах остались как и прежде.

«Есть люди, которые идут в гостиницы как минимум за светом, поэтому лишать их и этого мы не решились, но принимать зарубежных гостей в этот период твердо отказались», — поясняет Марина Тен.

Сейчас в Igmar Apart Hotel есть немного газа, который полностью направлен на подачу воды. При этом два отопительных котла пришлось отключить, чтобы перенаправить энергию. Соответственно, здание уже находится в охлажденном состоянии. А постояльцы отеля согреваются с помощью кондиционеров и обогревателей, которые в связи с морозами пришлось приобрести.

Интернет, по словам Тен, в отеле не работает — все оборудование для подачи интернета от Uzonline находится в Чиланзарском районе, где нет света и из-за нагрузок полетела проводка.

«Большая часть постояльцев вошла в наше положение, но это ни коем образом нас перед ними не обеляет. Так или иначе, но мы ввели скидки около 20%, потому что другого выхода у нас просто-напросто нет», — говорит она.

Сотрудники отеля продолжали работать в штатном режиме, а вот управляющий уже шестые сутки находится в отеле круглосуточно.

«Считаю, что мои убытки по сравнению с имиджем нашей страны в глазах туристов и других стран — ничто. Я то за неделю морозов потеряю около 40%, а страна в долгосрочной перспективе лишится туристов и доверия иностранных партнеров», — считает соосновательница Igmar Apart Hotel.

аномальные морозы, гостиницы, рестораны

Свое негодование о сложившейся ситуации редакции анонимно высказал еще один из отельеров.

Оставшись без газа, отопления и государственной поддержки он попытался выйти из ситуации самостоятельно.

«Давление газа было таким низким, что котлы даже не зажигались. Мы решили к одному из них подключить газовый баллон. У нас просто не было иного выхода — персонал на работе сидел в куртках, гости выселялись один за другим, не желая жить в таких условиях, а те, кому не было куда переезжать, замерзали. В конце-концов в такой критической ситуации нас решили добить и пожарные — оштрафовали за его установку. Газовщики же на наши заявки отвечали тем, что у них приказ отключить предприятия от газа. Но как это можно допустить со зданием, где живут люди?», — негодует анонимный предприниматель.

О сделанных выводах

Аномальные холода показали, что власти были совершенно не готовы к ситуации, что практически привело к коллапсу системы. Бизнес справлялся с трудом, терял клиентов и нес убытки.

Одни посчитали, что делать выводы и что-то менять рано, другие же успели наметить планы по изменению бизнес-процессов.

«Необходимо разработать план бесперебойной работы ресторанов и колл-центра. А на случай чрезвычайных ситуаций держать альтернативные источники питания электроэнергии для системообразующих объектов. Мы поняли, что нужно закупить альтернативное кухонное оборудование с быстрым переходом с газа на электричество и наоборот. Вдобавок, как показали январские холода, нужен резерв по службе доставки — источник для привлечения курьеров при необходимости», — говорит Евгений Пак.

Он также отметил важность наличия разработанных маркетинговых мероприятий по привлечению гостей в рестораны, а также систему компенсации за долгое ожидание блюд, ведь время доставки в эти морозы, по его словам, доходило до двух часов.

«К сожалению, не все адекватно принимали ситуацию в стране. Во время аварийных остановок мы стали более рационально распределять персонал ресторанов», — говорит предприниматель.

К выводу о полной переоценке бизнеса пришел и Рудомёткин.

«На этот год я для себя планирую провести анализ бизнеса под разными углами. Вижу необходимость провести работу по юридической защите имеющегося бизнеса, разработать альтернативы техпроцессов, минимально зависящих от поддержки извне», — делится ресторатор.