В 2022 году узбекистанцы получили из-за рубежа денежные переводы на $16,9 млрд. Об этом сообщил глава ЦБ Мамаризо Нурмуратов на пресс-конференции.
Хотя эксперты регулятора и другие наблюдатели ожидали сокращения трансграничных переводов, по сравнению с предыдущим годом их объём увеличился в 2,1 раза. Тогда общая сумма трансфертов составляла только $8,1 млрд.
Часть переводов обеспечили мелкие экспортёры и граждане соседних стран, отметил Нурмуратов. В частности, из-за дефицита наличной валюты в Кыргызстане и Таджикистане граждане этих стран переводили деньги в узбекистанские банки для обналичивания.
«В наших монетарных наблюдениях мы не учитываем все $17 млрд как способствующие формированию внутреннего спроса. Для этих целей мы учитываем только $11,5−12 млрд», — добавил глава ЦБ.
В то же время продажа иностранной валюты населением выросла на 68%. За год узбекистанцы реализовали в банковских обменниках $11,9 млрд, при этом в обратную сторону поступило чуть более $8,9 млрд — почти вдвое больше предыдущего года. Приток валюты в финансовые учреждения составил около $2,9 млрд.
Кроме того, благодаря быстрому восстановлению торговой активности после кризиса в феврале-марте годовая экспортная выручка Узбекистана увеличилась на 28%. Это, в свою очередь, свидетельствует об адаптации экономики ко внешнеэкономическим условиям.
Приток инвалюты рос опережающими темпами — на 32%, в то время как её отток увеличился только на 22%. Это стало одним из факторов относительной стабильности обменного курса — девальвация сума составила 3,9%, лишь немного превысив цифры 2021 года.
ЦБ ожидает сохранения позитивных тенденций во внешней торговле, денежных переводах и притоке валюты. Однако на фоне ожидаемого замедления экономик стран-партнёров Узбекистана и общей неопределённости остаётся возможность негативного развития событий.
Ранее Spot писал, что Узбекистан стал лидером по объёму денежных переводов из Казахстана.