Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.


С чего все началось

В 2020 году будучи студентами Университета мировой экономики и дипломатии мы выполняли проектную работу по предмету «Маркетинг». Нас разделили на группы по три человека и дали задание составить бизнес-план по любому направлению. Наша группа выбрала проект по открытию дезинфекционной компании.

Тогда бушевал коронавирус и дезинфекцию проводили везде — в общественных местах, офисах и даже подъездах домов. Поэтому тема показалось нам перспективной: мы полагали, что спрос на подобные услуги будет расти.

Мы настолько серьезно подошли к теме, что в итоге реально открыли дезинфекционную станцию. Во время работы над проектом изучали спрос на рынке. Например, размещали объявления на OLX. В итоге ежедневно получали десятки звонков от потенциальных клиентов.

Также обзванивали действующие дезинфекционные компании в качестве клиентов и фиксировали стоимость их услуг в базе данных. В итоге наше исследование показало, что несмотря на большое количество конкурентов, рынок достаточно ёмкий и открытие подобной компании вполне может быть успешным.

arzon dez, идея для бизнеса

Фото: Илья Семендеев / Spot

Так в ноябре 2021 года решили открыть компанию ARZON DEZ. Как и любая дезинфекционная станция оказывали услуги по трем направлениям: дезинфекция (обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств), дезинсекция (уничтожение или снижение численности насекомых, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний) и дератизация (уничтожение бытовых грызунов).

Регистрация

Прежде чем открыть компанию, разработали кадровую структуру и маркетинговую стратегию, составили нормативы для производственного персонала, чтобы избежать проблем с оплатой их труда. И только после приступили к регистрации бизнеса.

Для работы в этой сфере нужна лицензия Министерства здравоохранения. Мы зарегистрировали компанию в форме общества с ограниченной ответственностью, так как другие формы юридических лиц не имеют доступа к получению лицензии или требуют больше усилий для регистрации компании.

Для получения лицензии у нас должно было быть помещение, отвечающее санитарным нормам, а также квалифицированные кадры в штате.

Из-за того, что наша деятельность предполагает работу с токсичными средствами, было сложно найти подходящее помещение. По санитарным требованиям, помещения дезинфекционных компаний должны находиться далеко от жилых зданий, а также учебных заведений. Кроме того, нужно иметь четыре герметичные складские камеры, где будут храниться отдельно препараты для дезинфекции, дезинсекции, дератизации и инвентарь. Также определены нормы площади комнаты отдыха для производственного персонала (не менее 6 кв. м. на каждого человека) и лабораторного помещения для приготовления препаратов для обработки, которое должно иметь хорошее естественное освещение. Для удобства персонала в помещении должен быть санузел, гардеробная комната для производственного персонала и офис для административного персонала.

После долгих поисков мы смогли найти помещение в Сергелийском районе, которое отвечало всем критериям. Аренда обходится в $450 в месяц. На ремонт и оснащение помещения потратили $6 тыс. Большая часть расходов пришлась на установку системы вентиляции и мебель.

Во время ремонта начали искать персонал. В первую очередь на должность главного врача пригласили врача-дезинфекциониста с большим опытом работы. Должность директора временно занял один из учредителей. Затем мы сформировали функциональные обязанности и зоны ответственности сотрудников и после этого приступили к найму остальных кадров — бухгалтера, менеджера по продажам, дезинфекторов.

Фото: Илья Семендеев / Spot

На поиск и оснащение подходящего помещения и подбор персонала ушло больше месяца. Только после этого смогли подать заявку на получение лицензии. Делали это онлайн, через my.gov.uz. Если компания, помещение и кадры соответствуют нормативным требованиям, Минздрав одобряет заявку. На получение лицензии ушло еще около двух недель.

Стартовые вложения

Первоначально в запуск дезинфекционной компании вложили $8,5 тыс. собственных средств, ежемесячные расходы без амортизации составили $5,1 тыс. амортизация — $205, налоги — $800.

Чтобы открыть подобный бизнес сейчас, понадобится примерно следующее:

Объект
Сумма (в долларах)
Открытие ООО и приобретение печатей и штампов
50
Ремонт и оснащение помещения согласно санитарным нормам и требованиям
6 000
Покупка оборудования для проведения обработок
2 500 каждые 2 года
Аренда помещения
450 в месяц
Приобретение средств личной защиты и хозяйственного инвентаря
150 в месяц
Приобретение химических препаратов для профессиональной дезинфекции, дезинсекции, дератизации
1 200 в месяц
Зарплатный фонд
2 800 в месяц
Расходы на налоги
800 в месяц
Реклама
500 в месяц

Оборудование и химические препараты покупаем импортные у местных поставщиков. Так как химикаты очень опасны, нужно строго соблюдать инструкции производителя, а также следовать санитарным требованиям. Для этого в компании и нужен главный врач. В этом году планируем начать самостоятельно импортировать химпрепараты.

Ёмкость рынка

Рынок можно разделить на три сегмента: частные и государственные компании, а также обычные люди. Мы работаем во всех сегментах. И для каждого из них маркетинговая стратегия и ценовая политика существенно отличаются. Это связано с тем, что требования и объем работы разные.

Реклама на страницах в социальных сетях — Instagram и Facebook, а также объявления на OLX дает стабильный поток клиентов (с поправкой на сезонность), в основном это обычные люди, которые хотят избавиться от тараканов, клопов, блох и т. д. в своих домах.

Дарили скидочные купоны соседям клиентов, так как если обработка проводится только в одной квартире, существует риск повторного заражения из соседних квартир. Это стало для нас дополнительной рекламой, которая может побудить соседей оформить крупный заказ на весь подъезд.

На рекламу в соцсетях и досках объявлений ежемесячно тратим $500, где на одного привлечённого клиента приходится примерно $4. Приятным бонусом стало то, что иногда такая реклама приносит заказы из другого сегмента — частных компаний.

Основные способы привлечения частных компаний — «холодные звонки» и письма с коммерческим предложением на электронную почту потенциальных заказчиков. Контакты искали через справочники, как goldenpages.uz и yellowpages.uz. Такое продвижение будет эффективным, только если у вас есть грамотные менеджеры по продажам, понимающие специфику работы дезинфекционных компаний, которые смогут быть убедительными при разговоре с потенциальными клиентами.

Если госкомпаниям нужны дезинфекционные услуги, они проводят проводят тендер на портале электронных государственных закупок (etender.uzex.uz) или выбирают уже выставленную услугу в электронном магазине на том же портале (xarid.uzex.uz). В обоих случаях проводится конкурс, где побеждает компания, которая соответствует требованиям заказчика и предлагает более низкие цены.

arzon dez, идея для бизнеса

Фото: Илья Семендеев / Spot

Из-за того, что наша компания новая на рынке, мы столкнулись с проблемами прохождения отбора. Заказчики могли дисквалифицировать нас за недостаток опыта работы. Несмотря на это в прошлом году мы выиграли более 20 тендеров, и оказывали услуги государственным предприятиям в Ташкенте, Навоийской и Бухарской областях, а также Каракалпакстане. Кроме того, мы являемся одними из крупнейших поставщиков дезинфекционных услуг на портале etender.uzex.uz.

Доходы

В месяц доход компании составляет в среднем $7,5−10 тыс. в зависимости от сезона. Летом, во время пика размножения бытовых вредителей и сезона отпусков, заказов становится больше и доход может превышать $10 тыс.

Наименьшая доля заказов приходится на обычных потребителей — около 20%. Это связано с большим количеством конкурентов на рынке, которые работают как с лицензией, так и без. Из-за того что этот сегмент рынка сложно регулировать, многие потребители предпочитают более низкую цену высокому качеству услуг.

Государство остается крупнейшим заказчиком дезинфекционных услуг, поэтому у торгов через электронные госзакупки большой потенциал. Но лишь около 30% доходов нашей компании ($2−3 тыс. в месяц) составляют государственные заказы.

Так как мы молодая компания, государственные заказчики зачастую отбирают компании с опытом работы не менее трёх лет. Но также встречаются государственные учреждения, которые уделяют больше внимания качеству услуг и низким ценам.

На частные компании приходится половина доходов — это самый крупный сегмент рынка сбыта дезинфекционных услуг. С частными компаниями легко вести переговоры и при правильном взаимодействии с ними можно получить большое количество постоянных клиентов.

Наибольшее количество заказчиков из частного сектора работают в сферах гостиничного и ресторанного бизнеса, а также являются производителям пищевой продукции, поэтому нуждаются в защите производственных линий и складов от бытовых вредителей.

Разделив рынок на три сегмента мы смогли оптимизировать прейскуранты и сделать их удобными для клиентов из каждого сегмента. Кроме того, такое разделение помогло выработать модели взаимодействия с клиентами из каждого сегмента. Чёткие границы, проведённые между клиентами, существенно облегчают составление более эффективных маркетинговых стратегий.

Мы вкладывали в компанию собственные средства, и в начале не думали об окупаемости первоначальных вложений. Прибыль старались реинвестировать и направлять на расширение сферы деятельности. Из-за большого спроса на рынке и высокой конкуренции, нужно вкладываться в рекламу, но она вполне себя оправдывает.

Фото: Илья Семендеев / Spot

На данный момент чистая прибыль компании составляет $1,5−3 тыс. в месяц. Направляем ее на премии сотрудникам, реинвестицию и дивиденды. Также стоит учесть, что клиентская база такого рода компаний растёт с годами, и со временем прибыль в абсолютном выражении может быть существенно выше.

Советы

При работе с государственными компаниями:

  • вовремя уплачивать все налоги, так как неуплата даже в 1 сум может стоить контракта на сотни миллионов сумов;
  • при регулярных дезинфекционных обработках объектов вовремя собирать подписи ответственных лиц на документах, подтверждающих факт оказания услуг. В противном случае у бухгалтерии может быть недостаточно оснований расплачиваться с вашей компанией, потому что оказание услуг не задокументировано в письменном виде.

При работе с частными компаниями:

  • работать по единому прейскуранту с организациями из одной сферы деятельности. Нестабильность цен на услуги может рассматриваться как дискриминация со стороны клиентов и подорвать доверие, если факт различной стоимости услуг для схожих объектов раскроется;
  • не гоняться за количеством объектов, а уделять большее внимание качеству услуг для сохранения нынешних клиентов и оставлять свободное время для экстренных вызовов от клиентов.

При работе с физическими лицами:

  • оставить брошюры и провести инструктаж по технике безопасности после проведения обработки. Это может предотвратить нанесение ущерба здоровью клиентов из-за несоблюдения техники безопасности.