Множество портов, удобная железнодорожная система, автомобильные развязки и развитое авиасообщение — все это позволяет маленькой прибалтийской стране поддерживать контакты с западными и восточными странами.

После вступления страны в Евросоюз ей успешно удалось выйти из финансового кризиса 2008−2009 годов.

За прошедшее время бизнес-атмосфера в корне изменилась: сегодня Латвия успешно развивает открытую рыночную экономику, улучшает качество жизни, выходит на новые рынки.

Никаких ограничений для регистрации бизнеса иностранцами в Латвии нет. Открыть представительство или зарегистрировать компанию можно легко и недорого.

В сентября 2021 года в Риге открылся торговый дом Узбекистана. Это позволило сделать шаг к налаживанию постоянного контакта между деловыми кругами двух стран и организации системного экспорта товаров.

Вдобавок, отечественные товары могут теперь появиться не только на латвийских прилавках, но отправиться дальше — в страны Балтии, Скандинавии, а также Восточной, Центральной и Западной Европы.

О том, как открыть бизнес в стране Евросоюза, чем привлекательна страна для отечественных предпринимателей, что интересует латвийцев в Узбекистане и какие есть подводные камни, Spot рассказал руководитель торгового дома Узбекистана в Риге Владимир Гальперин.


Дружба народов

Полтора года назад во время пандемии в Риге при поддержке МИДа, посольства Узбекистан в Латвии и торгово-промышленной палаты страны был открыт Торговый дом.

Задумали его для того, чтобы помогать узбекскистанским экспортерам выходить на европейские рынки.

Собственно так и произошло: еженедельно мы отправляем несколько фур зелени — с луком, укропом, петрушкой; продаем чугунные казаны, текстиль, керамику.

Этой зимой привозили в Латвию огурцы и помидоры, сухофрукты, свежую зелень — все то, чем славится Узбекистан.

Для успешного сотрудничества подписали договоры и меморандумы о сотрудничестве с ассоциацией «Узчармсаноат», Hunarmand, Агентством по развитию фармацевтической отрасли и «Узтекстильпром».

В торговом доме открыли шоурум Hunarmand, где представлено творчество отечественных мастеров. В скором времени планируем представить латвийским жителям кожевенные изделия из Узбекистана.

А еще в прошлом году Агентство продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Узбекистана при содействии посольства Узбекистана в Латвии впервые организовало в Риге бизнес-миссию «Made in Uzbekistan»

бизнес за рубежом

Фото: Личный архив. На фото Владимир Гальперин и председатель ассоциации Hunarmand Улугбек Абдуллаев

В 2023 году хотим наладить экспорт готовой продукции — медицинских одноразовых стерильных нитриловых перчаток, а также алкогольных напитков завода «Узбекистон Шампани» и других.

Работа будет идти в двустороннем порядке. Так, например, и в Узбекистане в скоро планируется открытие нескольких латвийских компаний и выход на рынок завода-изготовителя молочной продукции, компаний из сфер общепита и музыкальных площадок.

Более того, сегодня в Узбекистане работает уже порядка 10−15 латвийских компаний и, как правило, они связаны с сельскохозяйственной сферой.

Сотрудничество выгодно обеим странам: рынок Узбекистана привлекателен своим многочисленным населением. В республике проживает 36 млн человек, в отличии от 2 млн на всю Латвию.

Это открывает для латвийских предпринимателей почти безграничные возможности расширения сбыта продукции.

А для бизнеса из Узбекистана географического расположение Латвии способствует быстрому сбыту товаров по всему Евросоюзу.

Бизнес в Латвии

Большая часть бизнеса в Латвии сосредоточена в деревообрабатывающей промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве и туризме.

В стране изобилие ресурсов древесины, которую можно использовать для изготовления различной мебели.

Свободных ниш для ведения бизнеса в стране много. Взять, к примеру, тот же экспорт зелени или готового стекла.

В первом случае это тот товар, который всегда хочется видеть на прилавках. А во втором — многие стекольные заводы в Европе закрылись, изготовление стекла в стране стоит немалых денег, а потому куда легче закупать уже готовую продукцию.

Кроме того, достаточно запросов на лекарственные препараты, в частности, на расходный материал — вата, перчатки, марля.

бизнес за рубежом

Фото: Личный архив. На фото председатель ассоциации Фахриддин Бобоев и Владимир Гальперин. Подписание меморандума о сотрудничестве

Государство оказывает поддержку всем иностранным бизнесменам, которые решили открыть бизнес в Латвии.

Открыть представительство или зарегистрировать компанию легко и недорого. Проще всего открыть ООО. Для этого требуется оформить простой и даже, можно сказать, стандартизованный комплект документов. Главное — устав и учредительный договор.

Чтобы зарегистрировать фирму понадобится иметь уставной капитал. Его стандартная сумма равняется 2800 евро, но может составить всего один евро, если соблюсти определенный ряд условий.

Государственные пошлины за регистрацию небольшие — до 100 евро.

Однако, в зависимости от обстоятельств, часть документов порой нужно подписывать нотариально. Соответственно, это влечет за собой дополнительные издержки: за нотариальные услуги, перевод и легализацию документов.

Для справки: все необходимые документы для регистрации компании должны быть на латышском языке или с переводом на латышский язык. В случаях, когда автор документа другая страна — соответствующим образом легализованы.

Открыть бизнес в Латвии можно и резиденту, и нерезиденту. Но получить вид на жительство, как это было раньше, уже не выйдет.

При этом стоит понимать, что Латвия входит в состав НАТО и в Шенгенскую зону.

Соответственно, каждый человек, открывший здесь свое дело, становится европейским бизнесменом и выходит на совершенно другой уровень.

Также за помощью в развитии бизнеса и получении поддержки можно обратиться в латвийское агентство инвестиций и развития LIAA.

Там же можно получить доступ к исчерпывающей информации о ведении бизнеса в Евросоюзе: агентство помогает в этом вопросе с помощью сети представительств в США, Великобритании, Швеции, Дании, Франции, Нидерландов, Норвегии и в ряде других стран.

Помимо прочего, в городе Вентспилс существует Центр поддержки бизнеса, специальные бизнес-инкубаторы и свободный порт.

Будучи самым глубоководным портом на восточном побережье Балтийского моря, он способен обслуживать самые крупные суда, какие только заходят в Балтийское море.

Всё необходимое для бизнеса доступно в любое время суток семь дней в неделю: 15 терминалов для перевалки любых видов грузов, 19 судовых агентств, регулярное паромное сообщение с Швецией, буксировочные, бункеровочные услуги и многое другое.

Основой для создания новых производств и долгосрочного развития в Вентспилсе служит режим специальной экономической зоны, налоговые льготы и более 700 га свободной площади для развития промышленных проектов;

А в некоторых городах Латвии функционируют свободные экономические зоны.

бизнес за рубежом

Фото: Личный архив

Таким образом, к преимуществам открытия бизнеса в Латвии можно отнести:

  • возможность выхода на рынок ЕС;
  • простота в регистрации бизнеса;
  • отсутствие давления на бизнес со стороны государства;
  • умеренная налоговая нагрузка;
  • развитая инфраструктура, сильно отличающаяся от постсоветских стран;
  • несложная система бухгалтерской отчетности;
  • контролирование работы компании. Есть страны, в которых иностранные предприниматели самостоятельно управлять своей фирмой не могут. Эти обязанности разрешено выполнять только гражданам страны, на территории которой работает компания. Бизнес-иммиграция в Латвию таких ограничений не предполагает: любой иностранец может оформить и самостоятельно руководить своей компанией, распоряжаться ею и контролировать.
  • Управлять компанией можно и из-за рубежа, поэтому владелец может покидать территорию Латвии, если ему это необходимо, но на срок, который разрешен законом.
  • Языковые особенности. Любому иностранцу — жителю одной из стран постсоветского пространства комфортно находиться в этой стране: почти половина латвийцев говорит по-русски.

К минусам:

  • высокая, по сравнению с другими постсоветскими странами, стоимость рабочей силы;
  • необходимость ведения всей официальной документации на латвийском языке;
  • уставной капитал в полном размере необходимо производить до образования компании.

бизнес за рубежом

Фото: Личный архив Владимира Гальперина. Выступление на бизнес-миссии «Made in Uzbekistan» в Риге

К слову, сегодня в Латвии проживает порядка 600 семей из Узбекистана. Все они получили в свое время вид на жительство и живут в стране продолжительное время.

Кто-то из них владеет в той же Риге рестораном узбекской кухни, логистической компанией или мебельным предприятием.

Регистрация компании в Латвии

Латвия открыта для иностранцев и их бизнеса. В законодательстве страны нет ограничения на бизнес нерезидентов (иностранцев) в капитале латвийских компаний.

Нерезиденты могут как создавать свой бизнес со 100% собственностью, с единоличным владением, так и стать участником уже готового бизнеса в формате долевого распределения.

Основное отличие для нерезидентов — это необходимость подтвердить свою личность и существование компании (если участником хочет стать компания нерезидент). Связано это с тем, что государственные структуры Латвии самостоятельно могут проверить информацию только про резидентов страны.

Налоги на бизнес в Латвии

Налогообложение в Латвии — одно из самых гибких и мягких по всей территории ЕС.

Что касается налоговой отчетности, то ее нужно предоставлять в местную службу государственных доходов ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Это зависит от вида и особенностей бизнеса.

Упрощенная система налогообложения для малого бизнеса:

  • НДС — 21% для бизнеса внутри страны
  • НДС 0% — для экспортного бизнеса и поставок товаров по территории ЕС
  • страховые выплаты 31,04% при найме сотрудников

Чем интересен Узбекистан

За последние несколько лет республика значительно открылась для иностранцев и иностранных инвестиций.

Проводимые реформы способствуют спокойной социально-политической и финансовой обстановке. А еще зарубежных предпринимателей завлекает амбициозная государственная инвестиционная программа.

Более того, на большие возможности для экономического роста страны во многом повлияло и снятие хлопкового бойкота.

Такие изменения внушают доверие зарубежным инвесторам.

Несмотря на это, у европейских предпринимателей все еще есть некоторые опасения: многие пока побаиваются переводить деньги, планировать здесь бизнес. Но это вопрос времени и он вполне решаем.

Единственное, что на что все жалуются постоянно — подорожание квартир (смеется).

бизнес за рубежом

Фото: Илья Семендеев / Spot

Экспортерам из Узбекистана не легче: достаточно сложно перестроиться с привычного метода работы на европейский лад. Все-таки экспортировать овощи в Европу — это не то же самое, что везти их в Кыргызстан, где в случае чего «можно договориться».

У нас важна сертификация, а человеческий фактор минимизирован.

Поэтому одна из моих главных целей заключается в том, чтобы как можно больше людей узнали об изменениях в финансовой и бюджетной политике страны, чтобы большая часть из них поменяли свое видение о стране.

Для этого латвийских предпринимателей в Узбекистане я вожу по заводам и фабрикам. Считаю, что они должны своими глазами видеть всю производственную часть и технологии, применяемые в стране.

А узбекским бизнесменам рассказываю о важности получения сертификации, наличия складских помещений и особенностях ведения предпринимательской деятельности в ЕС.

Также большой плюс для обеих стран — сроки поставки. На моей практике еще не было случаев, когда товар задерживали на границе или он шел больше 10 дней.

На мой взгляд, если человек приехал в Узбекистан делать честный и прозрачный бизнес, то его никто здесь не обманет.

Более того, я сейчас активно рекомендую инвестировать в страну. Знаю, что здесь есть большие льготы и всяческие «плюшки» для иностранных инвесторов и предпринимателей.

В чем разница

Разница между двумя странами в том, что в Европе бизнес вести чуть сложнее с точки зрения документации.

У нас в Латвии все процессы автоматизированы и оцифрованы, поэтому с компьютером договориться не представляется возможным.

Но каждая страна прекрасна и сложна по-своему. Европейцу нужно больше времени, чтобы ознакомиться с товаром, привыкнуть к нему, ему нужны лицензии, сертификаты и достоверная информация о качестве продукции.

При всем этом побеждает тот, у кого есть склад. Продать товар вагоном, цистернами и эшелонами не выйдет. Но несмотря на это нужно, чтобы товар всегда был на полках.

Аутофстоки чреваты провалом. Любое отсутствие товара или невозможность доставки его в ближайшие дни приведут к тому, что предприниматели найдут тот же товар в Европе.

И я надеюсь, что в ближайшие годы нам удастся встать на полки десятка европейских стран, улучшить узнаваемость Узбекистана и помочь предпринимателям выйти за привычные рамки.