В 2015 году Алина Мирзаева, проработав в найме в крупных компаниях, ушла и создала собственное коммуникативное агентство без инвестиций и кредитов с тремя сотрудниками на аутсорсе.
За семь лет существования агентство «Синтез» стало призером региональных и международных фестивалей, среди которых RedJolbors, Penta Awards, Epica Awards.
Постоянные клиенты — Beeline, PepsiCo, Payme, Korzinka, крупные банки, страховые компании, интернет-провайдеры Узбекистана, международные фармкомпании.
Сейчас агентство работает в двух направлениях: коммуникации и брендинг.
Поговорили с основательницей «Синтез» Алиной Мирзаевой о том, как можно открыть агентство без кредитов и инвестиций, с какими сложностями можно столкнуться, а также о тенденциях рынка маркетинга и креатива.
Начать бизнес без инвестиций
По образованию я филолог французского языка, окончила УзГУМЯ в 2011 году. После универа поработала в Москве на позиции ассистента руководителя, затем менеджера проектов. В 2013 году прилетела в Ташкент в отпуск, но мне пришлось остаться по состоянию здоровья. Сначала думала, что задержусь на недолгое время, но позже нашла работу и сферу, которая меня заинтересовала и получилось так, что осталась тут навсегда.
Когда искала в Ташкенте работу, через знакомых узнала, что в Ledokol Group (локальное рекламное агентство — прим. Spot) открыта вакансия аккаунт-менеджера. Прошла собеседование и получила работу. После ухода из Ledokol Group еще поработала в команде креативного агентства Moto Moto.
Проработав в общей сложности два года в агентствах, у меня сложилось свое видение по поводу разных процессов. Бывало, что мои взгляды расходились с мнением руководства. И это нормальная практика. А когда полностью ушла из найма, пришло понимание, что готова попробовать создать собственное агентство. На тот момент мною двигали желание независимости и амбиции. Так в начале 2015 года появился «Синтез».
Благодаря опыту работы в двух агентствах у меня было четкое понимание, в каком направлении хочу двигаться и что для этого нужно сделать. Тогда у меня уже было общее представление о принципе работы агентств и как выстраивать бизнес-процессы
На начальном этапе помогли деловые контакты, которые сложились за время работы в данной сфере. Например, были дружественные отношения с дизайнерами, копирайтерами и другими представителями индустрии, которых привлекала к работе над проектами.
Было, безусловно, страшно делать первые шаги. Полагаю, это были отголоски постсоветского воспитания, когда инициативность и предприимчивость не приветствовались, особенно если вы девушка. Эти ложные убеждения были одним из главных препятствий, к тому же вокруг особо никто не поддерживал, при таких вводных сложно было двигаться вперед. Сейчас понимаю, что всё сделала правильно.
Изначально я зарегистрировала ИП. Для выполнения задач привлекала сотрудников на аутсорсе. Работала из дома. Кредитов и инвестиций не было. Те деньги, которые зарабатывала, вкладывала в агентство — в увеличение штата сотрудников, заработных плат, аренду офиса, покупку техники. По сути, у нас не было каких-то крупных скачков. Все развивалось достаточно планомерно.
В начале я выполняла обязанности нескольких сотрудников, которых не хватало в штате. Это и аккаунт-менеджер, и бухгалтер, и HR-специалист, и финансовый директор. К слову, тоже достаточно частая практика на первых этапах. Если говорить о прибыли, то поначалу я зарабатывала минимум. Главная задача была — развивать бизнес.
Первые клиенты и офис
Первое время на клиентов выходили сами, предлагали свои услуги, добивались встречи с лицами, принимающими решение. Предварительно тщательно готовились и изучали потенциального клиента с точки зрения брендинга
Помимо этого, так как у меня уже были налаженные контакты с предпринимателями, они обращались к нам сами, доверяя мне как специалисту. А те, кто не был со мной лично знаком, обращался по рекомендации других. Это тоже помогало увеличивать количество клиентов и уже в начале пути у нас было 3−4 постоянных клиента. Один из них — основатель Havoqand People (Les Ailes, Chopar) Ахмад Мелибаев и другие компании сферы HoReCa.
Помимо увеличения пула клиентов, одной из главных целей на первых порах было довести уровень дохода компании до этапа, когда мы можем себе позволить аренду офиса и покрытие других базовых расходов. К тому же, работать на аутсорсе с сотрудниками было неудобно, а наличие офиса в целом оптимизирует внутренние процессы и улучшает эффективность работы команды.
И уже к концу 2015 года удалось арендовать первый офис на Ц-6 площадью приблизительно 50 кв. м. На тот момент в пуле было 6−8 постоянных клиентов, а в штате — 8−9 сотрудников.
Через два года уже зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью, чтобы была возможность работать с крупными компаниями и официально трудоустроить сотрудников.
Что сейчас из себя представляет «Синтез»
Я самостоятельно основала агентство, а в 2018 году ко мне присоединился партнер, Фаррух Шарипов, который сейчас является креативным директором «Синтеза». Фаррух несет ответственность за креативный отдел, за продукт, а я занимаюсь всем, что связано с бизнес-процессами: развитием, финансами, администрированием.
В штате у нас уже 15 человек, и еще около 5 сотрудников — на аутсорсинге, с которыми работаем по некоторым проектам.
«Синтез» регулярно участвует в различных фестивалях не только для того, чтобы заявить о себе, но и наладить полезные контакты и обучиться чему-то новому.
За семь лет компания стала одной из ведущих в сфере с сильной командой и известным именем. На сегодняшний день «Синтез» занимает топовые позиции в рейтинге креативности и мастерства, признано агентством года по версии TAF!, является призером RedJolbors, Penta Awards, Epica Awards.
У нас есть два основных направления. Первое — коммуникации: стратегии, запуск и продвижение бренда, различные рекламные кампании, активации с инфлюенсерами и прочее. Второе направление — брендинг.
Если приходит запрос на SMM, то обычно либо кого-то рекомендуем, либо проводим тендер среди подрядчиков. В этом случае за результат отвечаем мы и клиент коммуницирует непосредственно с нами.
К нам приходят с комплексным запросом. Поэтому ценник не могу назвать. Он вариативен и зависит от типа кампании, от задач на год и в целом запросов и технического задания клиента. В среднем контракты составляют примерно от $10−15 тыс.
О рынке
Рынок, безусловно, развивается и будет развиваться еще больше в свете происходящих изменений в мире и в нашей стране. Одним из факторов предстоящих изменений стал приток экспатов. На мой взгляд, нам есть чему у них поучиться: системному подходу, набору инструментов, грамотной работе с этими инструментами.
В свою очередь, иностранным специалистам в зависимости от должности тоже есть чему у нас поучиться, так как для работы в брендинге, в коммуникациях необходимо понимать культурный код страны, поведенческие паттерны локальной аудитории. У нас много своих культурных особенностей, традиций, паттернов поведения, мышления, например, начиная с того, кто принимает в семье решение о покупке. Еще нужно учитывать и двуязычие аудитории и много других нюансов.
Поэтому здесь история про интеграцию, когда происходит двусторонний обмен опытом и знаниями.
Допустим, сейчас у нас нет ни одного сетевого креативного агентства, которое было бы представлено в Узбекистане. Почему? Потому что рынок в Узбекистане только развивается и пока не столь привлекателен в инвестиционном плане.
А сейчас в связи с геополитическими событиями в мире различные компании как российские, так и международные, ищут новые рынки и приходят в Узбекистан, причем с большими бюджетами и инвестициями. То есть они будут вкладывать деньги, чтобы занять долю рынка привычную им, а это серьезные и масштабные бренды и компании. Соответственно, деньги здесь будут. Как следствие, вероятно, начнут открываться российские и международные сетевые агентства. Это весьма положительный момент, так как будет расти конкуренция и развиваться рынок, он будет интереснее и вариативнее.
Я говорю не в абсолюте и не про завтра, а в целом про тенденции, которые весьма вероятны. Рынок от этого только выиграет. Но возможно для некоторых агентств это может обернуться не самой позитивной историей.
Если говорить о клиентских запросах, молодые агентства часто стараются получить клиента снижением стоимости, и это достаточно понятный путь на начальных этапах, через который проходит практически каждая компания. Разумеется, не каждый клиент готов пойти в новое агентство. Поэтому все зависит от типа клиентов и уровня агентств. Каждый в итоге находит свой мэтч. Что касается «Синтеза», у нас в пуле сильные проекты, классные бренды, награды. Поэтому клиенты нас знают и доверяют нам.
На мой взгляд, неизменно клиент ценит качество продукта или услуги, умение укладываться в дедлайны и клиентский сервис.
Ошибки и большие потери
Одна из сложностей, с которой я сталкиваюсь по сей день — это нехватка достаточно квалифицированных кадров. Возникает дилемма: брать опытного специалиста, у которого сформировано свое видение, иногда отличное от вашего, или же молодого сотрудника, которого можно обучить в нашем формате. Часто мы выбираем второе.
У любого подхода есть свои сложности. Я порой сталкиваюсь с тем, что вкладываю время, силы и средства в нового сотрудника и понимаю через время, что он все равно не подходит нам для этой позиции. В моменте это разочаровывает. Поэтому я стараюсь к этому относиться философски: мне удалось поделиться своими знаниями и это прекрасно. Иногда бывшие сотрудники пишут и благодарят за полученные знания, что очень приятно.
Вторая сложность, которая меня ожидала как руководителя компании — делегирование некоторых задач. Я бы сказала, что это бич всех предпринимателей на разном уровне. Мне было сложно делегировать обязанность не из-за распространенной причины — что лучше меня никто не справится, а потому что нужно было искать и нанимать нового сотрудника, снова его вводить в курс дел, обучать, что занимет уйму времени. Потом пришло осознание, что делегировать необходимо несмотря на все сложности.
Третье — стоимость. В начале клиенты задавали вопрос: «Почему так дорого?» Это этап, который проходит каждое агентство. Когда компания новая, сложно прийти в консенсусу с клиентами в вопросе прайса.
Помимо этого, сталкивались с довольно серьезными юридическими проблемами: совершали ошибки в документации. Был случай, когда клиент просил вернуть деньги за выполненные услуги, которые по факту ему стали не актуальны. Дело чуть не дошло до суда. Я посоветовалась с юристом. Оказалось, что контракт был составлен таким образом, что мы могли вполне проиграть суд.
Это было в канун Нового года, мне нужно было улетать, и я решила не рисковать и вернуть деньги. Это стало для меня дорогим и неприятным уроком. Морально это далось тогда весьма сложно. Но впредь я стала более тщательно прорабатывать контракты, чтобы максимально защитить все наши интересы. Если говорить о сумме потери, то это было приблизительно $4−5 тыс. Но надо понимать, что это был 2017 год.
Был еще один случай, связанный с судом. Тут инициатором судебного процесса была уже я.
Суть состояла в том, что клиент долго не отдавал деньги (больше полугода). Просил войти в положение. Как-то я ехала по городу и увидела их наружную рекламу. А это достаточно крупный бренд. Это была последняя капля в чаше моего терпения. Тогда я точно решила, что буду подавать в суд. Несмотря на все праведное негодование, это решение мне тогда далось непросто. Так как девочек воспитывают угодливыми, поначалу достаточно сложно открыто преследовать свои интересы и сообщать об этом клиенту. Далее был суд, и мы его выиграли, получили наши деньги и даже компенсацию. Общая сумма, которую получили, составила около $7 тыс.
Я бы не советовала начинающим предпринимателям что-то делать на кредитные средства как раз из-за таких непредвиденных случаев. Но если у вас уже есть опыт в бизнесе, и вы уверены в своих шагах, то почему бы и нет.
Как бороться с выгоранием
Если говорить о собственном деле, то результаты превзошли ожидания. Но как и многие руководители я периодически сталкиваюсь с выгоранием, так как часто хочу всего и сразу.
«Синтез» занимает основную часть моего времени, но помимо этого я занимаюсь другими проектами. Например, сейчас являюсь ментором в Программе менторинга для женщин-предпринимателей, организованную ЕБРР. В процессе работы в этом проекте я заметила, что проблема делегирования — одна из главных в вопросе выгорания если вы руководитель. Для того, чтобы отследить и выявить это, достаточно проделать простое упражнение — «Колесо жизненного баланса».
Это не какая-то эзотерика, а вполне классный базовый и очень понятный инструмент. Когда у вас тысячу мыслей в голове, проще привести их в порядок, выписав на бумагу. Тогда складывается ясная картина, на которую можно взглянуть со стороны, проанализировать, найти слабые стороны. Выявить их, работать над ними. В идеале каждая сфера жизни должна набрать примерно одинаковый и высокий бал. Не должно быть так, чтобы перевешивала работа или только семья. Нужен баланс. И вот этот баланс и помогает оставаться на плаву и не доводить себя до выгорания.