Железнодорожные перевозчики и отправители лесных грузов в России жалуются на запрет на вывоз лесоматериалов контейнерными поездами через пункты пропуска на границе с Казахстаном, сообщает Коммерсантъ.
Правительство России приняло постановление, в котором определило пункты пропуска для вывоза из страны отдельных товаров. Однако до лета прошлого года это не распространялось на продукцию, вывозимую в Казахстан и Беларусь.
В ноябре российское правительство внесло поправки, разрешающие экспорт лесных товаров в ЕАЭС, но вопрос транзита через страны-члены экономического союза предусмотрен не был. Изменения вступили в силу 24 декабря — после чего контейнерные поезда, идущие через Казахстан в Китай, стали останавливать.
Поправки от 30 декабря, вступившие в силу 31 января, фактически запретили железнодорожный транзит через ЕАЭС, поэтому российским компаниям пришлось экспортировать либо напрямую в Китай, либо через Монголию.
Узбекистан наряду с Китаем стал основным экспортным рынком для российских лесопромышленников на фоне западных санкций в отношении России.
Поставки в Узбекистан осложняются отсутствием общей с Россией сухопутной границы, поэтому осуществляется транзит через Казахстан — пограничный переход Озинково/Достык, который стал недоступен для перевозок по железной дороге. Тем не менее, сохраняется возможность транзитных перевозок через Казахстан автомобильным транспортом.
По словам представителей Вятской Торгово-промышленной палаты, узбекистанский рынок сейчас более привлекателен, чем китайский, где снизились цены на пиломатериалы после пандемии COVID-19.
Кроме того, российские лесозаготовители опасаются конкуренции со стороны Беларуси, которая может занять место России, так как уже начала поставки лесоматериалов в Узбекистан в возрастающем объёме.
Ранее Spot писал, что Узбекистан в прошлом году почти в 6 раз нарастил экспорт вина в Россию.