Урожай белокочанной капусты в Узбекистане сильно пострадал в результате январского аномального похолодания, сообщает аналитическая платформа EastFruit.
В Узбекистане посадка озимой капусты осуществляется в августе, а с ноября по апрель происходит сбор урожая. На фоне пришедших холодов неубранная капуста на полях замёрзла, а после начала гнить. Потери фермеров Сурхандарьинской области — одного из основных регионов по производству белокочанной капусты — составили 80−90% урожая.
Сокращение объёмов капусты на внутреннем рынке привело к резкому росту цен. Если в ноябре цены в супермаркетах Ташкента не превышали 2400 сумов за килограмм, то уже к 8 февраля капуста стоила в 2,5 раза дороже — около 6000 сумов.
Однако аналитики отмечают, что капуста не имеет большого веса в потребительской корзине узбекистанцев. Из-за этого удельный рост расходов на капусту для населения остался практически незамеченным.
С другой стороны, белокочанная капуста занимает важное место в плодоовощном экспорте. В 2022 году Узбекистан обновил рекорд по её поставкам — 121 тыс. тонн, на 28% превзойдя показатель 2021 года. (Госкомстат оценил объём экспорта капусты за 11 месяцев в 142 тыс. тонн).
Кроме потери урожая, в текущем году узбекистанские фермеры столкнулись с низким спросом на капусту на основных рынках сбыта. В январе экспорт капусты за рубеж составил 5,9 тыс. тонн, что в 1,8 раз меньше показателя прошлого года.
Отправленная в 2023 году капуста не удовлетворяет требованиям ритейлеров, что снижает закупочные цены на неё. Вместе с тем реализация даже по более низким ценам поможет фермаерм минимизировать потери.
Для улучшения ситуации Узбекистан может рассчитывать на более поздние сорта капусты, созревающие в марте-апреле, так как они ещё не успели сформировать кочаны, поэтому меньше пострадали от январских холодов.
По данным Госкомстата, цены на капусту в январе выросли всего на 2%. Основными направлениями для поставок выступают Казахстан и Россия, на которых в совокупности приходится до 90% экспорта.
Ранее Spot писал про «заметный» рост цен на продукты в Европе и Центральной Азии.