6 февраля на юго-востоке Турции произошло землетрясение магнитудой 7,7. Это самое мощное землетрясение с 1939 года, отметил президент страны Реджеп Эрдоган, сообщает Forbes.ru.
Несколько дней назад стало известно, что турецкие логистические компании уведомили партнеров о приостановке отгрузок из-за последствий землетрясения, узнал VPost.
Предполагается, что отправки грузов заморозят на срок от недели.
Spot пообщался с представителями логистических компаний, занимающихся экспортом и импортом с Турцией, и узнал, насколько велики шансы задержки поставок в Узбекистан и как землетрясение повлияло на логистические цепочки.
В прошлом году внешнеторговый оборот Узбекистана с Турцией составил $3,22 млрд.
Турция — четвертый по важности внешний партнёр Узбекистана после России, Китая и Казахстана.
Узбекистан экспортировал в Турцию товаров и услуг на $1,5 млрд, а импортировал оттуда на $1,71 млрд.
Трагическое землетрясение в Турции привело к сильным повреждениям железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, взлетно-посадочной полосы аэропорта.
Однако, большинство компаний, поставляющих грузы в Узбекистан, расположены в Стамбуле. Поэтому землетрясение на юге страны не должно сильно отразиться на грузоперевозках с Узбекистаном. Больших задержек в поставках не ожидается, отмечают эксперты, опрошенные Spot.
«Говорить о задержках сложно. Все зависит от того, был ли поврежден завод либо склад экспортера и логистическая цепочка из того региона. Если да, то задержка может составить около двух недель. Скорее всего, заводы, которые были в зоне бедствия в Кахраманмараше и Газиантепе, приостановили отгрузку, но остальные работают в штатном режиме. В зоне бедствия однозначно ситуация катастрофическая», — говорит специалист логистической компании Ardena Transport Анвар Анваров.
Он также отметил, что большая часть грузопотока из Турции в Узбекистан идет автомобильным или воздушным транспортом и крайне редко по железной дороге.
По его словам, события в Турции в целом не сильно должны сказаться на логистической цепочке в Узбекистан, так как основные экспортеры находятся в Стамбуле и в центральной части страны, которые землетрясение коснулось в меньшей степени.
Больше всего от землетрясения пострадала провинция Газиантеп, которую называют экономическим центром юга Турции.
Фото: После пожара в порту Искендерун (провинция Хатай) его работа была остановлена / DHA (Demiroren News Agency) / AFP
По данным 2021 года там производится примерно 4% промышленной продукции Турции (металлургия, цементные заводы и другое) и 6% товаров легкой промышленности (шелк, текстиль).
Кроме того, в порту Искендерун, который принимает сухогрузы, контейнеровозы и танкеры, был большой пожар — загорелись контейнеры, работа была остановлена.
А в аэропорту Хатая была разрушена единственная взлетно-посадочная полоса, он также прекратил функционирование. Помимо него закрылись аэропорты Кахраманмараша и Газиантепа.
Фото: APA / Разрушенная взлетно-посадочная полоса аэропорта Хатай в Турции
«На сегодняшний день, помимо землетрясения, в Турции идут и снегопады, которые значительно усугубляют ситуацию с логистикой. А еще турецкие авиалинии, местные автоперевозчики, склады экспорта и импорта сосредоточены на спасательные и гуманитарные миссии. В связи с чем ощутимы задержки и отмены рейсов, увеличены сроки отгрузки и погрузки товаров. Эксперты прогнозируют задержки от одной до нескольких недель для контейнерных и автоперевозок, и до недели для авиаперевозок», — считает СЕО логистической компании Yumecs Сергей Цой.
По его словам, многие крупные морские линии, такие как Maersk Line, Sealand, Arkas Line, Evergreen, уже переправляют грузы в соседние порты.
При этом увеличивается не только время доставки, но и стоимость.
«По сведениям местных телеканалов, пожаром было охвачено свыше 1,5 тыс. контейнеров. Поэтому есть вероятность, что часть этих грузов предназначена для компаний в Узбекистане», — отмечает Цой.
Плохие погодные условия могут кратковременно повысить спрос и стоимость автоперевозок, считает эксперт.
«Разрушение инфраструктуры в регионах, где произошли землетрясения, должны привести к строительству новых логистических путей в ближайшей перспективе», — предполагает CEO Yumecs.
Говорить о стоимости восстановления инфраструктуры и последствиях пока сложно, считают в Eman Materials.
Компания импортируют из Турции в Узбекистан акриловые панели, настенные и мебельные профили и фурнитуру.
«Турция не остановила экспорт, все работает в прежнем режиме, задержек по поставкам не ожидается. Нас об этом заверили турецкие коллеги. По словам транспортников, из этих городов все равно будут поставки», — поделились в компании.
Исполнительный директор компании Акром Нуритдинов и директор по продажам Рустам Пулатов считают, что задержки возможны из Стамбула в связи с тем, что большая часть людей не работает и все силы задействованы в гуманитарной помощи.
«Кто-то говорит, что с автомобильными поставками будет проще. Другие считают, что в скором времени наоборот будет нехватка машин, а вместе с этим последует и повышение цен. Могут возникнуть проблемы с контейнерами», — предполагают в Eman Materials.
При всем этом в компании не ожидают повышения стоимости товаров. И в качестве альтернативного варианта считают, что можно перейти на систему предзаказа.
А если бизнес диверсифицирован, то можно временно перенаправить ресурсы в другое направление, пока не решатся сложности с логистикой, отмечают эксперты.
При всем этом представители логистических компаний пока не отмечают трудностей или потерь.