Агентство по защите и развитию конкуренции Казахстана сообщило о составлении административного протокола в отношении «Яндекс.Такси».
По итогам анализа рынка такси за 2020−2021 годы ведомство обнаружило, что компания занимает доминирующее положение в двух крупнейших городах страны. Так, в Алматы её доля в 2020 году составила 83,8%, в 2021 — 84,3%. В Астане они равнялись 60,7% и 67,3% соответственно.
Рост доли рынка позволяет «Яндекс.Такси» контролировать и влиять на условия рынка в целом. По многочисленным жалобам водителей и пользователей сервиса АЗРК начало антимонопольное расследование в отношении компании.
Как отмечают в агентстве, «Яндекс.Такси» взимает самую высокую комиссию на рынке — от 17% с учётом НДС. В сочетании с комиссией партнёрских таксопарков (4%) это увеличивает стоимость услуг и нагрузку на водителей.
Компания уклонялась от предоставления данных о работе сервиса, а позже обжаловала решение АЗРК о расследовании в суде. Однако суд отказал ей в иске, признав действия регулятора законными.
В то же время суд решил отменить проверку за 2022 год по причине отсутствия анализа товарного рынка в это время. Сейчас агентство изучает ситуацию на рынке.
Однако, как сообщается, «Яндекс.Такси» снова не предоставляет требуемую информацию, что «свидетельствует об умышленном затягивании антимонопольного разбирательства со стороны агрегатора».
Обновление: в «Яндекс.Такси» заявили, что сервис направляет всю запрашиваемую информацию в АЗРК и обвинения в затягивании расследования «необоснованы». Запрос, о котором идет речь в статье, отправлен в рамках расследования, которое суд уже признал незаконным. «Яндекс.Такси» намерена отстаивать позицию в вышестоящих инстанциях.
В 2021 году казахстанский суд временно постановил запретить работу сервиса такси в стране — иск был подан местным «патентным троллем». Позднее вышестоящий суд отменил запрет.
За 2022 год антимонопольные органы Казахстана дважды сообщали об изучениях в отношении «Яндекс.Такси». В январе предметом проверки были жалобы на необоснованное завышение цен во время ЧП, в конце года — завышения в дождь, снег и праздники.
Ранее Spot писал, как мониторинг манеры вождения повлиял на водителей Yandex Go в Узбекистане.