Шавкат Мирзиёев утвердил меры по реорганизации системы общественного транспорта в Узбекистане. Постановление опубликовано в базе Lex.uz.
Согласно документу, в отрасли поэтапно будет внедрена организация и финансирование перевозок пассажиров по предельным тарифам через брутто-контракты. Ожидается, что это позволит привлечь в среду частный сектор и создать для него привлекательные условия.
Отменяется практика установления для перевозчиков плана-задания по ежедневному сбору платы за проезд. Для расчётов с перевозчиками будут использоваться два критерия — километраж и качество услуг.
При Минтрансе Каракалпакстана и региональных управлениях транспорта будут запущены системы диспетчерского управления и системы контроля. Они позволят отслеживать выполнение показателей маршрута, контролировать оплату за проезд, оценивать объём и качество услуг.
Платежи за проезд будут поступать в специальные фонды транспортных органов регионов. Из них будут проводиться расчёты с перевозчиками, оплата работы диспетчерских и систем контроля. Разницу в доходах и расходах фондов покроет госбюджет.
Перевозчиков на каждый автобусный маршрут будут отбирать через онлайн-тендер. Начальная стоимость маршрута будет рассчитываться за километр пройденного расстояния с учётом затрат на перевозки и 10% рентабельности.
Обеспечить введение системы брутто-контрактов для автобусных перевозок, а также запретить закрепление маршрутов за перевозчиками без тендера планируется:
- в Ташкенте — с 15 апреля 2023 года;
- в Андижане, Самарканде, Намангане, Карши, Ургенче — с 1 января 2024;
- в Нукусе и оставшихся областных центрах — с 1 июня 2024.
Постановлением также изменяется тарифная политика для общественного транспорта. Так, в ней будут предусмотрены льготные и бесплатные тарифы в зависимости от числа пересадок в течение часа.
Вводятся лимитные и безлимитные тарифные планы для поездок на транспорте сроком от одного дня до одного года. Кроме того, пользование электронной оплатой будут поощрять при помощи стимулирующих тарифов. Разработать новые тарифы планируется к 1 апреля.
Также в постановлении отмечается о закупке из Китая 2 тысяч автобусов для Узбекистана. Из них половина будет использоваться в регионах, вторая половина — в Ташкенте, в том числе:
- 500 автобусов на природном газе с 12-метровым салоном;
- 200 автобусов («гармошек» — Spot) на природном газе с 18-метровым салоном;
- 300 электробусов с 12-метровым салоном.
Закупку всех автобусов на 85% покроют кредиты сроком до 10 лет из средств, предоставленных международными организациями под госгарантию. Оставшуюся часть в столице оплатят за счёт кредита НБУ, в регионах — авансовые платежи перевозчиков.
Ранее Spot писал, какие шаги президент поручил предпринять для улучшения работы общественного транспорта.