28 февраля партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership Марина Усенко выступила в деловой программе ICCI в рамках международной выставки «Строительство — UzBuild». Spot приводит главное из выступления.



commonwealth partnership, гостиничный бизнес, марина усенко

Марина Усенко,

партнер, департамент гостиничного бизнеса и туризма Commonwealth Partnership.

Когда речь идет о туризме, как правило все сразу начинают апеллировать статистикой внешнего и внутреннего турпотока.

Официальные статистические данные по республике начиная с 2017 года указывают на достаточно взрывной показатель.

В 2019 году поток так и вовсе достиг планки в 6,7 млн человек. И несмотря на то, что в 2020 году мы все сидели дома, 2022 год показал хороший восстановительный рост.

Несмотря на высокие показатели, остается вопрос — кто все-таки те въезжающие и какую роль они играют в развитии отрасли?

Так, 97% всех туристов — граждане cопредельных государств: Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и России. И только оставшиеся 3% иностранцев приезжают из дальнего зарубежья.

Граждане этих стран из года в год формируют 90−95% въезжающих.

commonwealth partnership, гостиничный бизнес, марина усенко

При этом на вопрос пограничников о целях въезда 80% людей, по нашим данным, отвечают, что пересекают границу для посещения друзей и родственников. Соответственно, большая часть из них не заселяется в гостиницах.

Еще немалая часть пересекающих границу отмечают целью поездки трудовую миграцию или приграничную торговлю и достаточно малый процент въезжает в страну с туристическими намерениями.

И та категория потребителей, которая приезжает в личных целях, крайне чувствительна к цене предложения, чаще останавливаясь на выборе индивидуальных средств размещения (квартиры, частные дом — прим. Spot). В то время как другая категория, находящаяся в стране в деловой поездке, тратит деньги компании и, соответственно, более вольно распоряжается бюджетом, заселяясь в коллективных средствах размещения (отели, гостиницы и др. — прим. Spot).

Таким образом, рынки, зависящие от туризма, имеют меньшую емкость для дальнейшего развития, поэтому в них гораздо больше должно быть отелей так называемого туристского класса и стандарта.

Нехватка безопасности

Чаще всего в гостиницах останавливаются две категории людей — те, что приехали на страну посмотреть и те, что здесь в командировке или по бизнесу. Их, по нашим данным, в 2019 году было рекордных почти полмиллиона.

Из них 97% выбирают коллективные средства размещения, 3% — частные квартиры и дома. Но здесь вполне возможен недочет, ведь владельцы частной недвижимости порой работают в серую.

commonwealth partnership, гостиничный бизнес, марина усенко

Важно отметить, что 91% из почти 22 тыс. номеров — наследие советской эпохи. Еще часть построена в постсоветское время, меньше 10% представляют собой объекты в сетевых отелях.

Выделение сетевых отелей из общей массы связано с тем, что их, как правило, считают отелями современного качества: они построены по требованиям современных путешественников, отвечают всем критериям качества размещения вне зависимости от звезд.

Более того, они абсолютно безопасны для пребывания, а для сетевых глобальных операторов безопасность — краеугольный камень. Все гости в отеле должны быть максимально защищены от непредвиденных и опасных ситуаций, стихийных бедствий.

И вот именно таких гостиниц в Узбекистане все еще недостаточно.

Но не все так плохо, ведь уже в этом году на подходе порядка 3 тыс. новых номеров. Из них 2 тыс. строятся в Ташкенте, а оставшиеся появятся в исторических городах — в Бухаре и Самарканде.

Это указывает на то, где сегодня бьется сердце туристической инфраструктуры Узбекистана.

В связи с этим мы видим два пути: развитие столицы в качестве центра притяжения финансово-экономической активности и развитие регионов, в частности, городов Шелкового пути.

Нехватка доступных номеров

Нехватка гостиничных номеров трех звезд — явление вполне понятное и объяснимое.

Новые рынки вроде Ташкента чаще всего развивается одинаково: сначала застраиваются центральные площадки, где появляются самые дорогие гостиницы и только после фокус внимания перемещается на другие объекты.

Но в нехватке доступных гостиниц отчасти виновато и государство, потому как до недавнего времени именно оно финансово стимулировало девелоперов на строительство объектов четырех звезд и выше.

commonwealth partnership, гостиничный бизнес, марина усенко

При этом, одним лишь бурным строительством доступных гостиничных площадей за короткий промежуток не обойтись. Более того, это несет за собой определенные риски — перенасыщение рынка и ценовую войну.

Вместо этого, нужно менять структуру спроса, что зависит не только от девелоперов и инвесторов, но во многом от воли государства.

В первую очередь важно равномерно распределить событийный календарь в течение всего года.

Ведь сегодня в Ташкент приезжают по умолчанию либо весной, либо осенью. В эти периоды туристам пребывать в стране комфортнее всего. Но в это же время к ним добавляются и приезжие бизнесмены. Таким образом, рынок сталкивается с переизбытком спроса. А огромное количество месяцев в году гостиничная отрасль просто-напросто простаивает.

Решение все-таки есть: во-первых, помимо делового событийного календаря необходимо формировать событийный календарь для туристов, чтобы людей сюда привлекать не только с понедельника по четверг, но и по выходным, когда гостиницы простаивают.

Во-вторых, стоит подумать над организацией мероприятий в зимние и летние сезоны.

В качестве примера можно взглянуть на опыт Москвы. Так, холодный и «бизнесовый» город превратился в желанное место для краткосрочного отпуска на выходных, в частности, для внутренних туристов.

Государственная статистика внутреннего турпотока Узбекистана заявляет, что от года к году показатель стабильно колеблется от 2 млн до 2,5 млн граждан.

Считаю, что важно заручиться вниманием именно этого турпотока, попытаться его заманить разными мероприятиями, новыми проектами и активностями.

Но для того, чтобы привлечь граждан из регионов в столицу нужно расширить предложение доступных гостиниц, чтобы пребывание было комфортным.