Министерство экономики и финансов представило информационное издание «Бюджет для граждан» об утверждённом на 2023 год госбюджете.
Документ простыми словами описывает содержание бюджета на год — его формирование и расходы, а также экономические перспективы Узбекистана. В предыдущие годы, начиная с 2018, «Бюджет для граждан» выходил в ноябре-декабре.
Что будет с экономикой
В нынешнем году аналитики министерства ожидают снижения темпов роста ВВП до 5,3% — на 0,9% ниже прогноза, сделанного осенью 2021 года. Причиной этого называют возросшую неопределённость в мировой экономике, возросшую на фоне глобальных шоков.
Замедление роста по сравнению с 2022 годом затронет все сферы народного хозяйства. Самым резким оно будет в сфере услуг — она увеличится только на 6,7% после 8,5% годом ранее.
Также ситуация значительно скажется на строительном секторе, где ожидается спад с 6,6% до 6%. Промышленная и аграрные сферы пострадают меньше — их темпы уменьшатся с 5,2% до 5,1% и с 3,6% до 3,5% соответственно.
По мере восстановления экономической активности в 2024 году ожидается ускорение роста ВВП до 5,6% — однако это на процент меньше темпов, ожидавшихся ранее. Выход на уровень прироста в 6%, ожидавшийся ещё в прошедшем году, сдвигается на 2025 год.
Инфляция после прошлогоднего скачка до 12,3% будет постепенно снижаться, считают в МЭФ. К концу текущего года ожидается рост цен на 9,5% (схожий прогноз выдвинул ЦБ), а в следующем — на 5−6%.
Внешнеторговый оборот продолжит увеличиваться и в 2023 году составит $58,6 млрд, а к 2025 достигнет $78,7 млрд. По прогнозам, импорт продолжит преобладать над экспортом, однако дефицит сальдо внешней торговли стабилизируется около отметки в $12 млрд.
Что будет с доходами
По итогам года МЭФ ожидает получить 232,6 трлн сумов поступлений в бюджет (21,8% ВВП). Это на 15,1% больше, чем по предварительным данным поступило в прошедшем году.
Крупнейшая доля прогнозных сборов — 38% — приходится на косвенные налоги, в первую очередь НДС. Несмотря на снижение его ставки, за счёт экономической активности, собираемости и отмены льгот ожидается рост поступлений на 24,2% — до 63,77 трлн сумов.
Расчётный объём поступлений от акцизов увеличится почти на треть и составит 17,88 трлн сумов. Ещё 6,75 трлн сумов (+17%) казне принесут таможенные пошлины.
На прямые налоги придётся 31,8% бюджетных доходов. Больше половины поступлений в этой категории составляет налог на прибыль компаний, по которому в этом году прогнозируется 42,84 трлн сумов (+13,8%).
Кроме того, по каналу НДФЛ ожидается приток в бюджет 28,3 трлн сумов (+16,5%). Дополнительно 2,8 трлн сумов (+11,9%) МЭФ рассчитывает получить от налога с оборота.
Среди ресурсных налогов главным остаётся налог за пользование недрами — в этом году по нему ожидается 15,53 трлн сумов (+11,9%). По земельному налогу прогнозный рост составляет 9,4% (до 5,8 трлн сумов), по налогу за пользование водными ресурсами — 13,6% (до 800 млрд сумов).
Также в качестве источника пополнения бюджета выделяется приватизация госактивов. В министерстве рассчитывают за год получить от этого 10 трлн сумов.
Что будет с расходами
Объём расходов в этом году установлен на уровне 257,73 трлн сумов — на 21 трлн выше трат за 2022 год. При этом по отношению к ВВП они составят 24,1%, что немного ниже прошлогоднего.
Половина бюджетных расходов или 129,89 трлн сумов пойдёт на социальные нужды. Главным направлением здесь остаётся образование — на него выделят 58,37 трлн сумов. Ещё 28,4 трлн сумов получит здравоохранение, а на соцзащиту, пособия и пенсии выделят в общей сложности 33 трлн сумов.
Расходы бюджета на экономику составят 22,48 трлн сумов. В частности, фонд поддержки предпринимательства получит 900 млрд сумов, на транспортные и страховые субсидии экспортёрам выделят ещё 460,5 млрд сумов. Также 30 трлн сумов направят на программы развития.
Что будет с дефицитом и госдолгом
Вследствие «сложной социально-экономической обстановки, обусловленной пандемией COVID-19, и стремительно меняющейся политикоэкономической ситуации в мире» выросли бюджетные расходы. На конец 2022 года дефицит госбюджета достиг 4% ВВП.
Консолидированный бюджет на нынешний год предусматривает снижение дефицита до 3% ВВП или 32,5 трлн сумов. В 2024 году он немного вырастет в абсолютных числах (33,8 трлн сумов), но его доля от ВВП снизится до 2,7%.
Совокупный госдолг по итогам 2023 года ожидается на уровне $32,1 млрд, с увеличением на $2,9 млрд из-за дефицитного бюджета. При этом по соотношению с ВВП он остаётся на безопасном с макроэкономической точки зрения уровне в 35,7%.
Основной прирост — $2,2 млрд придётся на государственный внешний долг. К концу года он может достичь $28,3 млрд или 31,6% ВВП.
Ранее Spot писал, сколько доходов и из каких источников госбюджет получил в 2022 году.