Что сейчас происходит с экономикой Узбекистана?
2022 год был очень турбулентным в мировой экономике. Тем не менее, экономика Узбекистана оказалась в меру устойчивой к пандемии и достаточно легко справилась с угрозами, связанными с геополитическим кризисом и войной на Украине.
Турбулентность на финансовом и валютном рынках закончилась уже в мае. Банковский сектор закончил год в очень сильном плюсе благодаря большому притоку денег из России. Активно идет процесс цифровизации. Произошла приватизация «Ипотека банка», одного из системообразующих банков Узбекистана.
Бизнес достаточно оперативно преодолел проблемы с нахождением новых поставщиков и/или транспортных путей для экспорта своей продукции.
Пришедшие из России деньги и кадры, в том числе в сфере IT — чистый выигрыш для Узбекистана. Деньги привели к очень существенному росту спроса на услуги (рестораны, торговля, гостиницы, аренда). Релоканты и переехавшие в Узбекистан компании в основном работают на экспорт, платят небольшие налоги (пользуясь льготами технопарка), но при этом стимулируют развитие всей отрасли.
Экономика страны получила существенные выгоды от западных санкций и добровольного выхода западных компаний с российского рынка. У Узбекистана есть что предложить российскому потребителю, кроме сельхозпродукции. Например, в последний год очень сильно вырос экспорт бытовой техники, тканей и одежды. Скорее всего, эти тенденции будут сохраняться.
Основная на данный момент проблема — рост цен на потребительские товары, во многом связанный с глобальным ростом цен на сырьевые товары и транспортные перевозки. Из-за инфляции основная ставка Центральный банк тоже остается на высоком уровне (15% — прим. Spot), что приводит к снижению спроса на кредитные ресурсы со стороны частного сектора, и таким образом сдерживает темпы заимствования и инвестиций в основной капитал.
ЕБРР прогнозирует рост экономики Узбекистана в 2023 году в 6,5%. Как будет развиваться экономика Узбекистана в ближайшее время?
В ближайший год ожидается органический рост, запущенный либеральными реформами. Мы заметили на рынке появление относительно новых малых и средних компаний, начавших свою деятельность как раз в 2017—2018 годах.
Доступ к валюте и большая свобода предпринимательства привели к бурному росту инвестиций во всех сферах экономической деятельности от сельского хозяйства до текстильной промышленности, от современных торговых сетей до цифровых банков. Предприятия в среднем увеличивают выпуск и продажи на 10−15% в год.
В сельском хозяйстве продолжится оптимизация — фермеры будут и дальше переходить от выращивания обязательных до недавнего времени хлопка и пшеницы к другим культурам, более прибыльным и менее затратным с точки зрения потребления воды. Будет активно развиваться садоводство, экспорт плодоовощной продукции. Улучшается технологическая оснащенность, механизация сельхозъпроизводства, включая сбор хлопка. Развитие сельского хозяйства, в свою очередь, вызывает повышенный спрос на удобрения, холодильные склады, агро-логистические центры.
Продолжится рост производства текстильной продукции, в том числе готовой одежды. Запрет на экспорт хлопка-сырца стимулировал приток инвестиций в переработку. Уже в ближайшей перспективе встанет вопрос об импорте хлопка из-за рубежа.
Туристическая деятельность уже в ближайшее время побьет все рекорды, во многом за счет ограничений возможностей россиян. Это, в свою очередь, создаст отличные перспективы для смежных секторов — от гостиниц и ресторанов до народных ремесел и сувенирной продукции.
Очень большой рост заметен в пищевой промышленности — этому способствуют наличие ресурсной базы, емкость узбекского рынка и доступ к рынкам стран-соседей. Рост доходов, благосостояния населения создает условия для дальнейшего развития этой отрасли в обозримой перспективе.
Высокие темпы строительства — как частного, так и государственного — стимулируют развитие смежных отраслей, таких как производство строительных и отделочных материалов, домашней и офисной мебели.
У Узбекистана потенциал в добывающей промышленности, но для ускорения инвестиций в геологоразведку и добычу необходимо модернизировать закон о недропользовании. Мы работаем с правительством в этом направлении.
Узбекистан должен существенно выиграть от укрепления региональных связей в таких сферах как транспорт, вода, газ и гидроэнергетика. Для полной реализации своего потенциала, Узбекистан и другие страны региона должны договориться по поводу совместных инфраструктурных проектов, улучшить управление пограничными переходами, упростить таможенные процедуры.
Какие основные риски и угрозы можете назвать?
Основной риск, конечно же, связан с потенциальным усугублением ситуации в Украине. Узбекистан по-прежнему зависит от российского рынка труда (в 2022 денежные переводы из России достигли рекордных значений), от российской транспортной инфраструктуры, российского спроса на узбекские товары и от доступа к российским металлам, газу и другой продукции. Глубокий экономический кризис в России будет иметь печальные последствия для всего центрально-азиатского региона и Узбекистана в частности.
Существенное влияние оказывают на экономику страны и цены на сырьевые товары. Как показал нынешний год, Узбекистану не хватает собственного газа. Страна не самодостаточна по очень многим товарным и сырьевым позициям. Очередной виток глобальной инфляции может плохо сказаться на благополучии узбекистанских домохозяйств и конкурентоспособности местных производителей.
При этом надо иметь в виду, что за последние годы развитие Узбекистана во многом финансировалось за счет внешних кредитов. В итоге страна накопила существенную задолженность, что ограничивает возможности заимствования в будущем, особенно в условиях растущих кредитных ставок.
Читайте по теме: Государственный долг: каким он бывает, насколько он большой в Узбекистане и какие существуют риски
При этом следует отметить, что риски для Узбекистана все же значительно ниже, чем в случае ближайших соседей. Экономика Узбекистана в целом и его экспорт в частности гораздо в большей мере диверсифицированы. Так, Узбекистан не настолько зависит от денежных переводов из России, как Кыргызстан или Таджикистан. Доля России в узбекском экспорте не настолько существенна, как доля Китая в экспорте Монголии. В то время как 80% казахской нефти экспортируется через Новороссийск, Узбекистан практически не зависит от российской газотранспортной системы.
Проблемы с электричеством и газом в начале года показали, что Узбекистану трудно обеспечить энергией даже столицу. Как думаете, в чем основная проблема? Какое решение вы можете предложить?
Прежде всего, стоит отметить, что Узбекистан имеет один из самых высоких показателей углеродоемкости среди всех экономик ЕБРР, превышая аналогичные показатели в других странах почти в 1,5 раза. Сокращение углеродоемких генерирующих мощностей (уголь, мазут) и более широкое использование природного газа в качестве переходного топлива имеет важное значение для развития производства возобновляемой энергии.
Для этого важно модернизировать малоэффективную газовую инфраструктуру Узбекистана, возраст которой часто составляет от 40 до 50 лет. Изношенная система электроснабжения ставит под угрозу устойчивое развитие и декарбонизацию сектора, делает электроснабжение ненадежным и увеличивает затраты на техническое обслуживание.
ЕБРР уже поддерживает замену устаревшей инфраструктуры энергетического сектора Узбекистана и создание эффективной нормативно-правовой базы, что уже помогло подготовить почву для организации целого ряда проектов по возобновляемым источникам энергии на конкурсной основе.
Мы поддерживаем целый ряд проектов солнечной и ветрогенерации («Нур Навои», Samarkand Solar, проект ветроэлектростанций мощностью 1500 ГВт в Бухарской и Навоийской областях и др.) Все эти проекты вносят вклад в декарбонизацию энергосектора страны, повышение его стабильности, улучшение общей энергобезопасности.
Вы считаете, что зеленые технологии на базе ВИЭ могут заменить устаревшие станции и этого будет достаточно для удовлетворения потребностей в энергоресурсах в Узбекистане?
Этого можно добиться только вкупе. ВИЭ — это базовая мощность. Без модернизации газовой инфраструктуры, электросетей и ТЭС ничего не получится. Модернизация — это ключевой компонент для обеспечения энергобезопасности.
Кроме того, необходимо снижать энергоемкость промышленности. Да даже просто здания в столице очень энергоемкие. Сейчас мы на стадии переговоров с «Национальными электросетями» и «Узтрансгазом» по снижению энергоемкости зданий в Ташкенте.
ЕБРР выступает в поддержку зеленых технологий и ВИЭ, но также является кредитором строительства ТЭС в Сырдарье. Не противоречит ли одно другому?
Кредит на строительство парогазовой электростанции мощностью 1500 МВт в Сырдарьинской области был выделен в 2021 году. Он помогает построить и ввести в эксплуатацию высокоэффективную электростанцию и связанную с ней инфраструктуру, заменив 1170 МВт старых генерирующих мощностей на существующей Сырдарьинской ТЭС.
Новая газовая электростанция будет обеспечивать необходимую базовую мощность для добавления возобновляемых генерирующих мощностей в сеть. После запуска он поможет сократить углеродные выбросы более чем на 2,6 млн тонн в год. В ЕБРР природный газ рассматривается в качестве переходного топлива.
Первый вице-президент ЕБРР Юрген Ригтеринк во время своего визита в Узбекистан в сентябре прошлого года сказал, что стоит повременить с приватизацией банков. Тем не менее, венгерский OTP заключил сделку с «Ипотека банк» о покупке 100% акций. Изменились ли планы ЕБРР по приватизации?
Нам по-прежнему интересна приватизация финучреждений в Узбекистане, но мы не можем быть стратегическим инвестором. Если такой инвестор посчитает уместным участие ЕБРР в акционерном капитале банка, ты мы готовы обсуждать этот вопрос.
Сейчас у нас в планах подготовить «Узпромстройбанк» и «Асака» банк к приватизации. Мы помогаем в трансформации этих банков (оптимизация управление рисками, отчисление налогов, улучшение продуктов).
ЕБРР подписал соглашения о выделении конвертируемого кредита этим банкам. То есть ЕБРР готов превратить эти средства в капитал банка, когда его приватизируют. Это также является показателем того, что данные банки надежные и им можно доверять.
ЕБРР является акционером TBC Bank Uzbekistan. Как ЕБРР оценивает работу TBC в Узбекистане? Насколько оправдались инвестиции?
Мы считаем TBC Bank Uzbekistan очень удачным проектом, потому что после начала деятельности в октябре 2020 года на базе инновационной финтех-платформы Space, банк сумел нарастить количество пользователей своего банковского приложения до 2,4 млн человек.
Сейчас банк оперирует через 10 шоу-румов нового поколения в девяти городах Узбекистана и 33 «пункта активации клиентов» по всей стране. ЕБРР и другие акционеры уже договорились о плановых увеличениях капитала TBC в 2023 и 2024 годах.
Как в целом оцениваете банковский сектор Узбекистана?
Потенциал развития банковского сектора в Узбекистане очень высок. Это особенно актуально для наиболее густонаселенной страны Центральной Азии, где уровень проникновения банковских услуг остается довольно низким.
ЕБРР поддерживает банковский сектор, а также небанковские финучреждения страны (страховые, лизинговые и микрофинансовые организации) различными способами, включая предоставление торговых лимитов, финансирования, которое будет использоваться для улучшения поддержки микро-, малых и средних предприятий и инвестиций в акционерный капитал местных банков.
В настоящее время в Узбекистане у нас 10 банков-партнеров — больше, чем в любой другой стране региона.
ЕБРР также реализует консультационные проекты по наращиванию потенциала местных банков. Они направлены на обмен передовым международным опытом в банковском секторе с местными финансовыми учреждениями. Наши банки-партнеры в Узбекистане также участвуют в региональных и международных мероприятиях по обучению и налаживанию связей. Это помогает им оставаться в курсе самых последних мировых тенденций в банковской индустрии. Мы продолжаем продвигать экологические, социальные и управленческие стандарты (ESG) и надлежащее корпоративное управление климатом (CCG) среди финансовых учреждений.
Что нужно, чтобы ЕБРР начал инвестировать в местные банки?
Инвестиция ЕБРР в капитал финансовых учреждений требует совпадения стратегических приоритетов двух организаций и наличия сильной управленческой команды в инвестируемом банке, которая готова поддерживать работу по важным для нас направлениям (зеленое кредитование, МСП, женское предпринимательство, энергосбережение
ЕБРР может приобретать долю только в частных банках, как например, с TBC. В государственных ЕБРР может только помочь подготовить банк к приватизации.
ЕБРР работает в соответствии с принятой страновой стратегией на 5 лет. Все ли удалось реализовать, что задумывалось по стратегии?
Страновая стратегия ЕБРР на 2018−2022 годы в Узбекистане основывалась на трех компонентах:
- повышение конкурентоспособности путем усиления роли частного сектора;
- содействие зеленой энергетике и эффективному использованию ресурсов;
- поддержка расширения регионального и международного сотрудничества и интеграции.
Самое важное достижение — это выделение кредитных линий через финансовые учреждения на развитие частного сектора, а также оказание консультационных услуг малым и средним предприятиям. Отдельно были выделены средства для женщин-предпринимательниц. Мы активно сотрудничали с местными банками-партнерами (их сейчас 10) по кредитованию малого бизнеса, женщин-предпринимателей и энергоэффективных проектов.
Только в прошлом году в рамках программы ЕБРР «Консультации для малого бизнеса» в Узбекистане было запущено около 100 консультационных проектов. Половина из этих проектов были с женщинами-предпринимателями, более 40% — с предприятиями в сельской местности.
Читайте подробнее: Как компаниям получить финансовую поддержку от ЕБРР
Кроме того, мы достигли больших успехов в области энергетики. ЕБРР реализует многочисленные проекты в области возобновляемых источников энергии, например, строительство двух ветряных электростанций в Бухарской области. Строительство новой ветряной электростанции в Навоийской области — это первый проект в Центральной Азии, в котором использовалась система Identi Flight, способная обнаруживать и отслеживать пернатых, которым угрожает опасность столкновения с турбинами.
Банк открыл два региональных представительства в Андижане и Ургенче, что позволяет нам более эффективно взаимодействовать с клиентами во всех регионах страны.
Также ЕБРР содействовал проведению первого пленарного заседания Совета иностранных инвесторов, который будет являться площадкой для диалога между иностранными инвесторами и властями, продвигающими реформы. Это способствует улучшению инвестиционного климата и поднятия имиджа страны в целом.
В общем, мы удовлетворены реализацией стратегии и в данный момент готовим новую, которая будет утверждена в конце текущего — начале следующего года.
За прошедший год ЕБРР инвестировал в Узбекистан около 900 млн евро в 26 проектов. Средства поступали в самые разные сектора экономики — от финансового и торгового до возобновляемых источников энергии. Кто и как выбирает в какие сферы инвестировать?
Проекты выбираются в соответствии со страновой стратегией и запросами правительства страны, которые нуждаются как в финансовой поддержке ЕБРР, так и в содействии в реализации проводимых реформ. В основном, это проекты в энергетике, банковском секторе и инфраструктуре.
В отношении частного сектора, мы можем сами выбирать в какую компанию инвестировать. Например, мы инвестировали в Korzinka. Стараемся выбирать проекты в пищевой промышленности, ритейле и других сферах.
Но все проекты, как частные, так и государственные, должны соответствовать критериям и требованиям ЕБРР (соотношение собственного и заемного капитала, наличие аудированных финансовых отчетов, прозрачная система акционеров/корпоративное управление
и т. д. ).
Мы также осуществляем собственный due diligence на предмет репутационных и прочих рисков. В «Узсувтаъминот» мы работает над улучшением корпоративного управления, чтобы компания могла стать частной.
В какие проекты ЕБРР планирует инвестировать в этом году?
Мы продолжим работу по финансированию частного сектора, а также инфраструктурных и проектов в сфере энергетики. В этом году активная работа связана с подготовкой «Узпромстройбанка» и «Асака банка» к приватизации. Также продолжим оказывать техническую помощь и содействие малому и среднему бизнесу в модернизации и развитии.
Я бы очень хотела, чтобы развивалась сфера добычи и природных ресурсов. Для этого необходимо внести поправки в Закон «О недрах». Это означает, что мы будем проводить консультации и инвестировать в эту сферу.
В 2023 году мы также будем поддерживать три ключевых направления нашей страновой стратегии для Узбекистана. Во-первых, мы продолжим поддерживать развитие компаний частного сектора путем прямого финансирования или при посредничестве наших партнерских финансовых учреждений. Мы сосредоточим внимание на расширении производственных возможностей местных МСП, применяя энергоэффективные, цифровые и инклюзивные методы. Мы продолжим поддержку операционной трансформации государственных предприятий, будем стимулировать их коммерциализацию и улучшать корпоративное управление.
Во-вторых, продолжим поддерживать зеленую программу Узбекистана, инвестируя в возобновляемые источники энергии и реализуя проекты по внедрению экологичного транспорта. Проект по замене муниципального транспорта в Самарканде будет осуществлен в рамках программы «Зеленые города», и мы надеемся, что этот пилотный проект получит продолжение в других городах страны. Кроме того, продолжим поддерживать эффективное управление ресурсами в секторе водоснабжения путем инвестирования в проекты ирригации и питьевого водоснабжения.