Гульнара Каримова купила активы на $240 млн через подставные фирмы. Об этом со ссылкой на доклад Freedom For Eurasia сообщает BBC.
По данным исследователей, дочь первого президента Узбекистана использовала для этого сеть компаний, зарегистрированных в Великобритании, Гибралтаре и на Виргинских островах. Их бенефициарами выступали Рустам Мадумаров и другие связанные с Каримовой лица.
Исследователи обнаружили минимум 14 объектов недвижимости, купленных ими до ареста Каримовой. Кроме Великобритании, они приобретали собственность во Франции, Швейцарии, ОАЭ и Гонконге.
В Соединённом Королевстве её структурам принадлежало пять объектов общей стоимостью 50 млн фунтов. Сюда входят три квартиры в престижном районе Лондона недалеко от Букингемского дворца, дом в Мэйфере и особняк с озером в графстве Суррей за 18 млн фунтов.
Две лондонские квартиры были перепроданы новым владельцам в 2013 году. Остальную недвижимость в 2017 году заморозило Управление по крупному мошенничеству МВД Великобритании.
Доклад выделяет две компании из «сети» Каримовой — Panally и Odenton Management. Бухгалтерские услуги им оказывала фирма SH Landes LLP, которая в 2010 году планировала создать или приобрести компанию для покупки частного самолёта за 33 млн фунтов.
Бенефициаром сделки значился Рустам Мадумаров. В SH Landes назвали «вопрос о личном состоянии клиента неуместным», однако позже упомянули, что часть денег была получена от мобильного оператора Uzdunrobita («МТС Узбекистан»).
Как отмечается в докладе, СМИ ещё в 2004 году сообщали о вероятном хищении Каримовой из Uzdunrobita $20 млн. Авторы указали, что SH Landes должна была подробно изучить происхождение денег.
Финансовый отчёт за 2012 год второй компании — Panally — был подписан Гаянэ Авакян, в 2020 году условно осуждённой вместе с Каримовой. Отмечается, что ещё в 2011 году BBC сообщали о вероятной связи Авакян с компанией Takilant, попавшей в коррупционный скандал.
Один из авторов доклада Том Мэйн отметил лёгкость, с которой Каримова и её структуры приобретали в Великобритании ценную собственность. Даже после того, как активы были заморожены, для предоставлявших её структурам услуги компаний не последовало расследований или санкций.
«[Британским] властям потребовалось время до 2017 года, чтобы предпринять что-то, — в то время как другие страны уже несколько лет как заморозили банковские счета и имущество, принадлежащие [Каримовой]», — заметил Мэйн.
Ранее Spot писал, что Минюст Узбекистана оценил зарубежные активы Гульнары Каримовой в $1,4 млрд.