Рынок доставки в Узбекистане стремительно развивается на протяжении последних трех лет. Резкий спрос на сервисы доставки начался во время коронавируса.
С каждым годом рынок расширялся: появлялись новые агрегаторы, укреплялись старые позиции.
В начале марта 2023 года «Яндекс» запустил в Узбекистане свой сервис доставки Yandex Eats.
Республика стала пятой страной после России, Казахстана, Беларуси и Армении.
Компания относит рынок Узбекистана к важным и видит широкий потенциал для роста сервиса доставки.
«Здесь хорошо развит ресторанный бизнес, при этом не у всех есть собственная доставка», — отметила руководительница международного развития Yandex Eats Наталья Лоза.
К сервису уже подключили более 250 ресторанов столицы. В их число входят Bon!, FeedUp, Oqtepa Lavash и другие.
По мнению представителей российской школы ресторанного менеджмента Novikov School, рестораторов и cовладельцев агентства Fish&fish Олега Юдина и Ланы Баду, это указывает на серьезные планы компании на республику.
«Сейчас Yandex Eats заключает контракты с самыми крупными и серьезными игроками столицы. Также „Яндекс“ планирует запустить в 2023 году в стране курсы программирования для школьников и сервис заправки, а еще они начали активно продавать свои умные колонки. Поэтому смело можно сказать, что компания в стране всерьез и надолго», — считает Лана Баду.
К новости о появлении российского оператора доставки не все отнеслись однозначно: сегодня одни прогнозируют развитие отрасли, другие считают выход компании фатальной угрозой для местных компаний.
К примеру, операционный директор Broniboy Александр Авдеев говорит, что выход на рынок сильного и опытного игрока поможет рассказать большему количеству людей о преимуществах доставки, что приведет к росту спроса и развитию рынка.
Основатель сервиса доставки Express24 Акмаль Пайзиев с коллегой солидарен и добавляет, что честная конкуренция никому еще не мешала. Но главное, по его словам, заключается в том, что на рынке появится больше рабочих мест.
«Во всем мире работа курьером — это начало карьеры, заработок для студентов и людей, не имеющих профильного образования. Для нашей страны, где достаточно остро стоит проблема безработицы, выход на рынок Yandex Eats — это хорошо», — говорит Пайзиев.
Он считает, что при равных условиях для его команды конкуренция с крупным международным игроком станет хорошим вызовом, чтобы «прокачать» свой продукт.
«Яндекс — большая компания. У нее есть опыт, огромные возможности и деньги. Это достойный конкурент. И мы с ним сталкиваемся на рынке уже не в первый раз. Поэтому честной конкуренции мы не боимся, ведь рынок у нас большой и до его исчерпания далеко. Например, MyTaxi после выхода Yandex Taxi занял свое место на рынке, оставшись в сегменте безопасного и стабильного сервиса: все, кто не хочет спорить с водителями, не хочет сюрпризов с оплатой, не доверяет случайным водителям — пользуются нашим агрегатором», — отмечает Пайзиев.
По его словам, главное помнить, что доставка — это всегда контакт с человеком. «Люди открывает нам свои двери, и мы не можем их подвести» — подчеркнул Пайзиев.
При этом к появлению зарубежного игрока не все отнеслись позитивно.
«Лично я далеко неоднозначно отношусь к этой компании и не всегда рад, когда „Яндекс.Еда“ захватывает региональные рынки и подминает под себя местных игроков. Вместе с тем, постараюсь быть объективным: если Узбекистан будет признан одним из ключевых приоритетов развития на ближайшие годы, то тогда это очень серьезно скажется, как минимум, на рынке Ташкента в ближайшие 5−7 лет», — считает Юдин.
На его взгляд, у компании есть все, чтобы стать лидером рынка: крайне серьезные бюджеты, прекрасная digital и операционная команда и экспертиза.
По мнению Ланы Баду, как и в других странах, интерес «Яндекса» к ресторанному рынку распространится лишь на тех игроков, которые могут и готовы работать на жестких условиях компании — как в части процентов от заказа, так и в части скорости доставки и качества продукта.
Более того, согласно заявлению Yandex Eats, среднее время ожидания заказа составит 30 минут. А это значит, что ресторанам придется соответствовать новым стандартам рынка, считают эксперты.
Они предвещают стремительную автоматизацию отрасли и перераспределение выручки.
Состояние рынка
По мнению экспертов, рынок доставки сейчас крайне сложно оценить.
Лана Баду считает, что сегодня на рынке представлены два крупных игрока и пять небольших, что говорит о практически стартовой черте для отрасли.
Ее коллега Олег Юдин отмечает, что больше всего рынку не хватает экспертизы и серьезных конкурентов.
А Акмаль Пайзиев говорит, что традиционно люди в стране все еще готовят дома или посещают кафе — для большинства платить за доставку пока еще непривычно.
«Отрасль сегодня — это не только доставка из ресторанов, но и множество сопутствующих услуг, так что о быстром исчерпании рынка я бы не стал говорить. К тому же, люди всегда с опаской относятся ко всему новому и внимательно изучают продукт прежде чем с ним „подружиться“. Предстоит многое сделать, чтобы он не только сформировался, но и заработал на полную мощность. Главное, что люди в Узбекистане любят есть и имеют предпочтения. Нам нужно только показать им, как это делать быстро и удобно», — говорит Александр Авдеев.
Доставка в цифрах
Представители российской школы ресторанного менеджмента Novikov School говорят, что в ближайшие годы как рынок общественного питания, так и рынок доставки в Узбекистане будет расти.
По данным Statista, рынок доставки еды будет ежегодно прирастать на 13% до 2026, а количество охваченных доставкой пользователей достигнет 700 тыс. человек.
Но для активного и полноценного развития рынку, по мнению Акмаля Пайзиева, все еще не хватает четких законов, регулирующих отношения цифровых продуктов и государства, а также одинаковых для всех правил игры.
«Положение местных компаний чем-то иногда напоминает положение в семье нелюбимых детей, которых можно наказывать, а положение иностранцев-гостей наоборот напоминает любимчиков, на действия которых можно закрывать глаза. Это неправильно. Все должны быть равны», — считает предприниматель.
Что изменится
С каждым годом время доставки будет всё меньше и меньше, считает Юдин. Такой же тренд наблюдался, по его словам, в свое время в Москве. В ближайшие годы стандарт доставки именно в Ташкенте будет от 45 минут до 1 часа.
Вместе с Ланой Баду он отмечает, что сейчас сфера идет в сторону более быстрой и дешевой доставки.
При этом они выделяют сразу несколько трендов на ближайшее время:
- меньше личных контактов при заказе — автоматизация заказа без присутствия оператора, заказ через приложение или чат-бота;
- сокращение времени доставки;
- важность последней мили — все больше сервисов будут оттачивать шаги у двери гостя, максимизируя комфорт от общения, уход от использования служб такси для доставки из ресторанов;
- создание красивой упаковки, воздействие бренда на гостя, создание атмосферы ресторана дома через приятные мелочи в заказе;
- более личностные системы лояльности, которые знают привычки каждой когорты покупателей.