Хикоят Дадабаева получила образование в 90-е годы прошлого столетия в Ташкентском экономическом университете. До начала 2000-х окончила аспирантуру и защитила кандидатскую. Карьеру начинала в голландском ABN AMRO банке как специалист кредитного администрирования, затем руководила операционным управлением.

В 2008 году Королевский банк Шотландии (RBS) выкупил ABN AMRO (глобальный банк, имеющий филиалы в 56 странах мира). В 2009 году головной банк пригласил Хикоят принять участие в проекте Offshoring of commercial landing в Лондоне. Она работала в управлении по внедрению изменений (регуляторные, покупка-продажа банков, их трансформация). Вела несколько проектов в Турции, Дубае, Чехии, Словакии, Франции, Италии и т. д. Большой опыт в различных странах позволил Хикоят стать специалистом в области рисков, который применяет в TBC Bank Uzbekistan с 2020 года.

Текстовая версия интервью представлена в сокращенном виде.


Как вы думаете, что будет с приватизацией в Узбекистане в ближайшее время?

Вопрос приватизации очень актуален. Я думаю, что это правильное решение, потому что когда банки приватизированы, они развиваются быстрее. Я поддерживаю стратегию приватизации. Вхождение иностранных банков на рынок дает хороший буст для развития банковского сектора. Они приносят с собой международный опыт, который поможет развивать индустрию быстрыми темпами.

Чем занимается департамент рисков TBC Bank Uzbekistan?

Департамент рисков покрывает несколько направлений: существуют операционные, кредитные, комплаенс, финансовые, репутационные риски. Мы работаем в каждом направлении в соответствии с требованиями и стандартами.

У TBC Bank 30-летний опыт работы в Закавказье. Мы смогли применить этот опыт в построении рисковой функции в нашем банке.

Мы соответствуем требованиям как местного регулятора, так и требованиям Великобритании, так как группа TBC Bank Group PLC зарегистрирована на Лондонской бирже.

Я даже не заметила, как пролетели последние два года. Потому что было настолько интересно ставить все с нуля и увидеть результаты за столь короткий срок. В ноябре прошлого года мы достигли пика доходности и тех целей, которые ставили.

Какие риски закладывали в самом начале при создании банка в Узбекистане?

Во-первых, необходимо было собрать состав, который мог бы идти в ногу со временем. Во-вторых, нужно было разрабатывать процессы, которые также следовали бы всем требованиям местного регулятора и головного офиса. В-третьих, выбирать правильные системы, которые помогают в предоставлении сервисов и продуктов, а также обеспечить информационную безопасность. В-четвертых, набирать портфель клиентов, не разочаровывать клиентов. В-пятых, решать текущие задачи. В-шестых, развивать наши таланты. Мы хотим, чтобы наши специалисты развивались и занимали ключевые позиции. Для этого мы разработали много внутренних программ для стимуляции карьерного роста.

Давайте перейдем к следующей части: поговорим о вашем банке и клиентах. Расскажите, какой процент клиентов совершает покупки онлайн?

Статистика варьируется в зависимости от сезонности. Перед праздниками, обычно этот показатель достигает 30−50%.

Насколько часто ваших клиентов обманывают онлайн?

Конечно, случаи мошенничества случались с нашими клиентами, особенно в начале нашей деятельности. Пока мы не изучили специфику рынка, у нас были такие случаи.

Мы внедрили несколько системных контролей. Например, в самом начале клиенты могли прикреплять любые карты к своей учетной записи. Сейчас клиенты банка могут прикреплять в приложении только собственные карты. Кроме того, количество карт тоже ограничено. Соответственно, число мошенничеств значительно сократилось.

Сейчас бывают случаи мошенничества, когда клиент попадается на коммуникации в социальных сетях, Telegram-каналах, фиктивные веб-сайты, где очень просто мошенники получают личную информацию, предлагают помощь в получении кредита и т. д.

Мы даже были свидетелем того, что на социальном канале клиенты полностью передавали все данные банковской карты при коммуникации с мошенниками. Когда мы видим такие случаи, мы тут же принимаем меры. Если это происходит в Telegram, мы рапортуем, что это scam. Со всеми устанавливаем коммуникацию и стараемся устранить такие фиктивные каналы.

Но мошенники будут всегда. Ответственность лежит на клиентах, которые пользуются такими каналами.

tbc, банки

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Считается, что до 2020 года, до пандемии, в Узбекистане не было онлайн-мошенничества. С развитием цифровизации резко увеличилось число мошенничества. Можете рассказать, как сегодня обстоят дела?

Я согласна, что онлайн-мошенничество появилось с внедрением цифрового банкинга. Через это проходили все страны мира, которые внедряли цифровизацию. Но также все банки работают над усилением контроля.

Мы также с первых дней заботились о безопасности наших клиентов, начиная с регистрации в банке, заканчивая произведением транзакций. На каждом этапе есть контроли и это очень помогает.

На самом деле цифровой банкинг очень безопасный, если пользоваться им правильно и соблюдать самые простые правила.

Какие правила нужно соблюдать, чтобы не попасться на крючок мошенникам?

  1. Самое главное — не предоставлять личные данные посторонним.

  2. Не сообщать информацию, которая дает доступ к вашим банковским счетам.

  3. Не давать в руки банковские карточки.

  4. Использовать сложные пароли и регулярно менять их.

  5. Осуществлять онлайн-платежи только на легитимных сайтах. Не совершать оплаты через SMS-сообщение, чат-боты, «левые» ссылки. При сомнениях о происхождении компании, необходимо найти телефон call-центра и удостовериться, что это реальная компания, а не мошенники. В начале url-адреса должен быть знак замка: это говорит о том, что на веб-сайте установлена защита и шифрование ваших данных.

  6. Не поддаваться на бесплатные уловки: конкурсы, призы и прочее. Помните, бесплатный сыр только в мышеловке.

  7. Если вдруг вы все же стали жертвой мошенничества, срочно обратитесь в банк, чтобы заблокировать карту.

  8. Обновлять операционную систему, браузеры, антивирусные программы для предотвращения онлайн-преступлений.

Как вы считаете, можно ли вернуть украденное? Что нужно для этого сделать?

Я могу выделить здесь два сценария. Первый — это когда финансовая потеря происходит по вине банка. Это может быть системная поломка, слабая система информационной безопасности. В этом случае клиент вправе потребовать у банка возмещение ущерба.

Во втором сценарии, когда происходит транзакция через клиента или мошенника по вине клиента (передал личную информацию посторонним людям), банк не компенсирует потери. Клиентам стоит обратиться в правоохранительные органы.

Конечно, банк оказывает содействие. Для этого при контакте с мошенниками необходимо обратиться в банк, который может принять ряд мер, чтобы постараться предотвратить преступление.

tbc, банки

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Как вы думаете, с чем связано желание людей получить призы, тем самым добровольно участвовать в мошеннических схемах?

Я думаю, это своего рода челленджи цифровизации. Через это проходили все страны. Мы начали процесс цифровизации только несколько лет назад, поэтому то, что происходит сейчас, это нормально.

Необходимо повышать финансовую грамотность, выработать навык управления электронными банковскими счетами, бережно относиться к личным данным, следовать правилам безопасности.

В TBC Bank Uzbekistan в прошлом году запущена программа FINEDU — подкасты на двух языках о том, как правильно управлять своими средствами. Кроме того, мы стали проводить сессии вопрос-ответ совместно с Центральным банком, на которых эксперты отвечают на вопросы журналистов, клиентов и других участников.

Думаю, если продолжать работу в этом направлении, работать совместно со всеми финансовыми институтами, уровень мошенничества значительно снизится. Важно, чтобы люди, которые сами столкнулись с мошенничеством также рассказывали об этом всем окружающим, чтобы другие были осведомлены и не попадались на уловки мошенников.