Как ранее писал Spot, Шавкат Мирзиёев утвердил новую программу приватизации. В неё входит «народное IPO» 40 госкомпаний.
Продажу пакетов акций планируется организовать через E-auksion по принципу «одна акция — один лот». Финансовый аналитик Карен Срапионов в колонке на «Газета.uz» раскритиковал идею реализации бумаг на платформе для онлайн-аукционов и назвал её «катастрофой».
По словам автора, E-auksion с точки зрения регулирования находится в «правовом вакууме» и не даёт потенциальным инвесторам возможности защиты своих прав. Кроме того, создание параллельной нелицензированной торговой площадки приведёт к фрагментации фондового рынка и ударит по доверию институциональных инвесторов.
31 марта пресс-служба АУГА опубликовала ответ на статью Срапионова. В ведомстве «оценили озабоченность» эксперта, однако «во избежание некоторых заблуждений и разночтений» выразили возражения.
Почему именно E-auksion
«Народное IPO» ставит целью привлечение максимально широких кругов населения и предоставление им дополнительного дохода, отмечается в сообщении. АУГА сослалось на слова президента о «сотнях тысяч акционеров» в прошлогоднем послании Олий Мажлису.
Постановлением предусмотрен как можно больший охват жителей всех регионов, интересующихся ценными бумагами. Для этого планируется единоразово задействовать возможности платформы онлайн-аукционов.
За 2022 год E-auksion посетили 4,3 млн пользователей, из них 1,3 млн участвовали в торгах. Для сравнения — на сайте Ташкентской фондовой биржи отметилось только 113 тысяч посетителей.
Через платформу можно в онлайн-режиме проводить идентификацию клиентов. Благодаря этому потенциальные инвесторы могут дистанционно заключить договор с брокером и открыть депо-счёт.
Кроме того, на E-auksion можно размещать заявки круглосуточно, в том числе через мобильное приложение. Создание подобных возможностей на фондовой бирже потребует значительного времени и инвестиций, указали в АУГА.
При этом сохраняется право на участие в процессе «народного IPO» инвестиционных посредников и андеррайтеров на равных условиях. В процессе размещения заявок можно будет выбрать брокера для открытия депо-счёта.
Как организуют продажу
Срапионов заявил, что план приватизации не обсуждался ни с профессиональными участниками фондового рынка, ни с общественностью. По его словам, даже регулятор рынка, биржа и назначенное акционером госкомпаний Агентство стратегических реформ не знали о нём до публикации.
В комментарии АУГА отдельно подчёркивается, что проект постановления прошёл согласование с АСР и другими заинтересованными госорганами. 21 февраля его коллегиально одобрил Кабмин, заявили в ведомстве.
Также оспаривается заявление об отсутствии планирования процесса продажи. Срапионов указал, что в других странах «народное IPO» включало только одну или несколько компаний, которые проходили долгую подготовку к сделкам — при этом чаще они заканчивались для инвесторов неудачей.
Представители АУГА заявили, что для процесса были отобраны компании с высокой доходностью, способные выплачивать дивиденды. Акции будут выставляться на торги поэтапно и с тщательной подготовкой.
Сбор подписных заявок на акции через E-auksion не приведёт к созданию параллельной площадки на фондовом рынке, указывается в сообщении. Вторичные торги с бумагами будут проходить на бирже.
В агентстве ожидают увеличения оборота фондового рынка после «народного IPO». Чем больше акций будет реализовано населению на первичном рынке, тем больше сделок с ними будет проходить на вторичном.
Акции могут продаваться как по традиционной процедуре IPO, так и через SPO при участии профессиональных организаций. Так в АУГА ответили на указание Срапионова, что выставление на продажу бумаг из госдоли противоречит идеи проведения IPO или FPO.
Эксперт отдельно высказался против выставления на IPO Центрального депозитария. Если его акции на открытых торгах приобретёт подсанкционное лицо, это может отвернуть от Узбекистана международные инвестбанки и клиринговые компании, предупредил он.
Представители агентства заявили, что преобразование ЦД в акционерное общество и публичное размещение его акций «его акций будет осуществляться исходя из международного опыта, путем повышения инвестиционной привлекательности и модернизации программного обеспечения предприятия».
Права миноритарных акционеров
Срапионов отметил, что поправки в закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» также не проходили широкого обсуждения. По его словам, они фактически лишают миноритарных акционеров права номинировать независимых директоров.
АУГА размещало проект поправок для дискуссии на СОВАЗ и согласовало его с регуляторами, указывается в сообщении. Однако никаких предложений и возражений за время обсуждения не поступало.
Согласно тексту поправок, кандидаты в независимые члены наблюдательного совета, если иное не предусмотрено уставом АО, выдвигаются набсоветом для рассмотрения общим собранием акционеров. (В законопроекте на СОВАЗ этой нормы не обнаружено — Spot.)
Помимо того, в комментарии к статье автор выделил новые изменения в распределении дивидендов. Размер выплат по государственной доле рекомендуется общему собранию акционеров членами набсовета предприятий, избранных по ней, по согласованию с АУГА.
Срапионов счёл это лишением негосударственных членов набсовета влиять на определение дивидендов. Однако в ведомстве заявили, что требование распространяется только на кандидатов, избранных в набсовет по доле государства.
Оно не подразумевает нарушения прав других акционеров при распределении дивидендов либо их начисления в меньшем размере относительно госдоли. При решении о выплате дивидендов и их размере по закону должны соблюдаться равные права акционеров, подчеркнули в АУГА.
Ранее Spot писал, что Узбекистан и Franklin Templeton создадут совместный фонд для приватизации госкомпаний.