Инфляция в развивающихся странах Европы и Центральной Азии разогналась до максимума с 1999 года, говорится в региональном обзоре экономической ситуации от Всемирного банка.
На конец прошлого сентября средний годовой прирост цен по региону составил 15,9% — в первую очередь за счёт подорожавших продуктов питания и энергоресурсов. В сочетании с замедлением экономики это вызвало во многих государствах «кризис стоимости жизни» (cost of life crisis).
Рост цен на питание, электроэнергию, расходов на аренду жилья и ипотеку «подрывают уровень жизни значительной части населения стран региона», отмечают эксперты. Так, в Европе 93% населения считают инфляцию наиболее насущной проблемой.
Аналитики ВБ выявили, что особенно сильно инфляция сказывается на группах с низкими доходами. Для 10% беднейших домохозяйств рост стоимости жизни в среднем на 2% превышал таковой для десятой части самых обеспеченных.
В некоторых странах (Черногория, Турция, Молдова, Литва) разрыв в увеличении расходов между бедными и богатыми достигал 5 процентов. Для Латвии он стал самым высоким в регионе — 8%.
Причиной разнородных показателей инфляции стали различия в характере потребления, на которые наложилась динамика роста цен на разные товары и услуги. Семьи с низкими доходами тратят деньги в первую очередь на питание и ЖКХ.
Средние показатели инфляции с учётом роста расходов для разных домохозяйств также превышали значения индекса потребительских цен на основе совокупной корзины. Это, в свою очередь, сказывается на показателях доли бедных в населении, глубины бедности и неравенства по индексу Джини.
По расчётам ВБ, в Узбекистане затраты на жизнь для 20% наименее обеспеченных жителей выросли на 12,9%, а для самых богатых — на 10,8%. С учётом этого коэффициент Джини для страны вырастает на 1,1 балла.
Центробанк Узбекистана в прошлом году отмечал, что для семей с низкими доходами увеличиваются в первую очередь расходы на еду, а для обладателей высокого дохода — на промтовары.
Расхождения в показателях важны для увеличения точности охвата программ соцподдержки, указывают в ВБ. Сейчас критерии правомочности участия в них, а также размеры пособий, как правило, рассчитываются исходя из ИПЦ вместо роста стоимости жизни.
Меры для защиты уязвимых групп и поддержания роста должны учитывать неодинаковые эффекты инфляции. Их действенность зависит от точности индикаторов в отражении роста стоимости жизни для бедных слоёв населения, подчеркнули аналитики.
Ранее Spot писал, что ВБ повысил прогноз роста экономики Узбекистана на 0,2%.