Headhunting-агентство Ustoz Алены Владимирской провело исследование рынка экспатов, включающего удовлетворенность обеих сторон — и компаний, и экспатов.

В исследовании приняли участие:

  • представители бизнеса, нанимающие экспатов;
  • экспаты, работающие или в последний год работавшие в Узбекистане;
  • профессионалы, желающие работать в стране.

Под экспатом в исследовании понимают иностранного специалиста высокого управленческого уровня, фиксированная часть вознаграждения которого не ниже $5 тыс. в месяц.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.


Кто и зачем нанимает экспатов

Исследование показало, что 72% опрошенных нанимают экспатов из-за роста компании и, соответственно, нехватки экспертизы; 31% ищут зарубежных специалистов для решения проблем и восстановления процессов; 29%, чтобы повторить успех другой компании, примечательно той, в которой специалист работал.

А 14% прибегают к практике найма нерезидентов, чтобы активно взаимодействовать с Россией или Казахстаном — нужна экспертиза из этих стран.

Сегодня наибольший интерес и количество вакансий для экспатов в стране наблюдается в IT-сфере, банковском деле, финтехе, девелопменте, ритейле и e-сom.

Отрасли с растущим интересом к найму экспатов: HoReCa, медицина, индустрия красоты, текстильная промышленность.

При этом за последние полгода интерес к вакансиям в Узбекистане уменьшился вдвое.

Ключевыми причинами падения интереса специалисты называют стабилизацию ситуации в России, не готовность семей к переезду, отсутствие материальной мотивации, страх при переезде в другую страну и негативные отклики знакомых.

Зачем нанимаются экспаты

Рекордные 79% всех опрошенных ответили, что соглашаются на работу из-за возможности большего заработка, 38% — из-за возможности встать на позицию выше, 29% — из-за новой и интересной страны, хорошего климата.

Оставшиеся 3% и 5% ответили, что оказались в стране из-за возможности избежать мобилизацию и вооруженные действия и советов знакомых и друзей, соответственно.

Зарубежных специалистов привлекает возможность значительно улучшить материальное благосостояние, климат, новый международный опыт и вера в перспективные страны.

А все ли довольны

Существует большой разрыв между тем, каких экспатов хотят нанимать и тем, какие профессионалы ищут возможности для перехода на работу в Узбекистан.

В агентстве это называем диспропорцией интереса к найму между обеими сторонами.

Из общего массива вакансий для экспатов (анализировался HeadHunter, LinkedIn, Вакансии от Алены Владимирской, Facancy за первый квартал 2023 года) выявлено такое соотношение:

алена владимирская, экспаты

Стоит отметить, что среднее по всем измерениям значение диспропорции 1:2,5 не соответствует никакой отрасли и не отражает реальной картины.

В целом интерес экспатов самых востребованных и дефицитных категорий к Узбекистану падает. Но сам найм и поиск экспатов не дешевеет.

Экспаты точно не готовы переезжать со снижением своего дохода. Сильная мотивация к переезду возникает только при росте дохода более чем на 25% или при значительном росте уровня должности, но при этом все равно без потери размера дохода.

Вдобавок, высоко недоверие к стране не только у самих потенциальных экспатов, но и у членов их семей.

В итоге сотрудничеством удовлетворены 48% представителей бизнеса и 52% экспатов, которые работают или работали в последний год в Узбекистане.

«Этот показатель (особенно среди представителей бизнесов) мы считаем крайне низким — подобное исследование в России показывало 65−69%, в ОАЭ — 81−82%», — говорит Алена Владимирская.

Причины низкой удовлетворенности по мнению представителей бизнеса:

  • неоправданность ожиданий — не решил проблему, не дал ожидаемого результата;
  • очень высокий ценник, который не оправдался (такой уровень работы мог показать и местный специалист, который стоит намного дешевле);
  • большое количество вранья — экспат систематически делал отчеты, которые приукрашивали результаты его работы.

По мнению экспатов:

  • несоответствие того, что нанимающая сторона рассказывает на старте и реальностей бизнеса;
  • национальные особенности — сложности общения с акционерами, работа не по привычным европейским меркам, другое законодательство, сложности с исполнительной дисциплиной у подчиненных локальных сотрудников;
  • вознаграждение, не соответствующее изначальным договоренностям;
  • неустроенность бизнес-процессов и нежелание помогать в их построении (иногда доходящее до активного сопротивления).

Вывод: между работодателями и экспатами существует недовольство выполнением взаимных обязательств. Большая проблема, обозначенная обеими сторонами — несоответствие ожиданий и реализованной работы.

Со стороны работодателей — неверность входной информации, со стороны экспатов — переоценка собственных возможностей, с обеих сторон — отсутствие взаимного доверия.

В итоге в агентстве выявили, что основной задачей, ради которой и нанимают экспатов, является желание значительных изменений в бизнесе.

При этом наиболее частыми причинами неполных или не произошедших изменений стали:

  • сопротивление акционеров или первых лиц компании — изменения только декларировались, но не было желания их проводить;
  • по результатам анализа компании, оказались нужны другие более масштабные изменения, на которые лица, принимающие решение, не согласились;
  • отсутствие бюджета на изменения;
  • низкая квалификация локальных сотрудников и невозможность их изменить.

Большинство представителей бизнесов не смогло назвать существенных препятствий, затормозивших изменения, которые должен был провести экспат.

В результате обе стороны оценивают изменения, сделанные экспатами, крайне низко.

Тенденции и прогнозы найма экспатов в Узбекистане

Результаты исследования показали разнополярность по отношению к найму экспатов.

Большинство традиционного бизнеса, попробовавшего найм экспатов, демонстрируют снижение интереса к ним.

При этом большинство представителей бизнеса, не желающих нанимать экспатов, признаются, что вероятнее всего, придется нанимать, потому что опыт локальных сотрудников пока не соответствует поставленным управленческим задачам.

В IT-отрасли, с другой стороны, достаточно активный интерес к найму экспатов. В рамках опроса компании сообщили, что наняли в 2022 году в четыре раза больше экспатов, чем в 2021 году. Ожидается, что рост экспатов за год вырасти вдвое.

Вознаграждение экспатов

алена владимирская, экспаты

Фото: таблицу по годовой вознаграждению экспатов (годовой фиксированный оклад gross без учета KPI и иной бонусной части и соцпакета, в тысячах USD).

Работодатели, не ощущая результатов, на которые надеялись при найме экспатов, часто пытаются оптимизировать затраты в виде неполной выплаты обещанного вознаграждения, не объясняя причины и предварительно не согласовывая эти решения с нанятыми экспатами.

Что дальше

Значительная часть представителей бизнеса сообщает, что при всем недовольстве, готовы продолжать работать с экспатами на тех условиях, которые уже сложились.

В качестве решения проблемы пытаются заменять текущих экспатов на новых. Работодатели объясняют это тем, что не могут найти локальных специалистов с тем уровнем опыта и компетенций, которые им нужны для решения текущих проблем и будущих задач.

При этом, не смотря на большие трудности с адаптацией, люди, отработавшие более года, относятся скорее заинтересованно к продлению контракта в Узбекистане.

Но основным условием продолжение видят четко прописанные и гарантированные условия, а также улучшение премиальной части вознаграждения (доли, опционы).

Прогноз развития ситуации

Найм экспатов в Узбекистане будет расти несмотря на текущую неудовлетворенность с обеих сторон.

Крупные работодатели осознают, что в условиях быстрого роста экономики и появления новых задач, в стране недостаточно своих профессионалов высокого уровня.

Но интерес со стороны экспатов к Узбекистану будет и дальше уменьшаться относительно 2022 года, а их стоимость расти. Это связано со стабилизацией ситуации в России как основном доноре и крайней востребованностью экспатов в Казахстане, где зарплаты выше.

Основными странами-донорами по прежнему будут Россия и в значительно меньшей степени Казахстан.

Рекомендации работодателям

В агентстве советую «снять магию» с понятия экспат и признать, что он не волшебник, а профессионал с большим опытом, который может решить конкретные задачи, но не может моментально улучшить все.

Бизнесу рекомендовали также более тщательно оцифровывать и декомпозировать задачи, брать экспертов с подтвержденным опытом.

Следует также оцифровывать и прописывать параметры вознаграждения, чтобы уменьшить негатив и ощущение обмана , который только удорожает найм, так как экспаты передают информацию друг другу.

«Рекомендуем не поддаваться влиянию HR-брендов и тщательнее проверять, насколько экспат был причастен к успеху компании. Бизнесу кажется, что человек из именитой компании повторит ее успех, но это зачастую не так», — считает Владимирская.

Также компаниями порекомендовали больше внимания уделять адаптации: из-за страновых особенностей происходит недопонимание сторон. Например, в Узбекистане не принято говорить в лицо негатив и часто экспаты отсутствие негативных сообщений воспринимают как одобрение своих действий.