Headhunting-агентство Ustoz Алены Владимирской провело исследование рынка экспатов, включающего удовлетворенность обеих сторон — и компаний, и экспатов.
В исследовании приняли участие:
- представители бизнеса, нанимающие экспатов;
- экспаты, работающие или в последний год работавшие в Узбекистане;
- профессионалы, желающие работать в стране.
Под экспатом в исследовании понимают иностранного специалиста высокого управленческого уровня, фиксированная часть вознаграждения которого не ниже $5 тыс. в месяц.
Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться по ссылке.
Кто и зачем нанимает экспатов
Исследование показало, что 72% опрошенных нанимают экспатов из-за роста компании и, соответственно, нехватки экспертизы; 31% ищут зарубежных специалистов для решения проблем и восстановления процессов; 29%, чтобы повторить успех другой компании, примечательно той, в которой специалист работал.
А 14% прибегают к практике найма нерезидентов, чтобы активно взаимодействовать с Россией или Казахстаном — нужна экспертиза из этих стран.
Сегодня наибольший интерес и количество вакансий для экспатов в стране наблюдается в IT-сфере, банковском деле, финтехе, девелопменте, ритейле и e-сom.
Отрасли с растущим интересом к найму экспатов: HoReCa, медицина, индустрия красоты, текстильная промышленность.
При этом за последние полгода интерес к вакансиям в Узбекистане уменьшился вдвое.
Ключевыми причинами падения интереса специалисты называют стабилизацию ситуации в России, не готовность семей к переезду, отсутствие материальной мотивации, страх при переезде в другую страну и негативные отклики знакомых.
Зачем нанимаются экспаты
Рекордные 79% всех опрошенных ответили, что соглашаются на работу из-за возможности большего заработка, 38% — из-за возможности встать на позицию выше, 29% — из-за новой и интересной страны, хорошего климата.
Оставшиеся 3% и 5% ответили, что оказались в стране из-за возможности избежать мобилизацию и вооруженные действия и советов знакомых и друзей, соответственно.
Зарубежных специалистов привлекает возможность значительно улучшить материальное благосостояние, климат, новый международный опыт и вера в перспективные страны.
А все ли довольны
Существует большой разрыв между тем, каких экспатов хотят нанимать и тем, какие профессионалы ищут возможности для перехода на работу в Узбекистан.
В агентстве это называем диспропорцией интереса к найму между обеими сторонами.
Из общего массива вакансий для экспатов (анализировался HeadHunter, LinkedIn, Вакансии от Алены Владимирской, Facancy за первый квартал 2023 года) выявлено такое соотношение:
Стоит отметить, что среднее по всем измерениям значение диспропорции 1:2,5 не соответствует никакой отрасли и не отражает реальной картины.
В целом интерес экспатов самых востребованных и дефицитных категорий к Узбекистану падает. Но сам найм и поиск экспатов не дешевеет.
Экспаты точно не готовы переезжать со снижением своего дохода. Сильная мотивация к переезду возникает только при росте дохода более чем на 25% или при значительном росте уровня должности, но при этом все равно без потери размера дохода.
Вдобавок, высоко недоверие к стране не только у самих потенциальных экспатов, но и у членов их семей.
В итоге сотрудничеством удовлетворены 48% представителей бизнеса и 52% экспатов, которые работают или работали в последний год в Узбекистане.
«Этот показатель (особенно среди представителей бизнесов) мы считаем крайне низким — подобное исследование в России показывало 65−69%, в ОАЭ — 81−82%», — говорит Алена Владимирская.
Причины низкой удовлетворенности по мнению представителей бизнеса:
- неоправданность ожиданий — не решил проблему, не дал ожидаемого результата;
- очень высокий ценник, который не оправдался (такой уровень работы мог показать и местный специалист, который стоит намного дешевле);
- большое количество вранья — экспат систематически делал отчеты, которые приукрашивали результаты его работы.
По мнению экспатов:
- несоответствие того, что нанимающая сторона рассказывает на старте и реальностей бизнеса;
- национальные особенности — сложности общения с акционерами, работа не по привычным европейским меркам, другое законодательство, сложности с исполнительной дисциплиной у подчиненных локальных сотрудников;
- вознаграждение, не соответствующее изначальным договоренностям;
- неустроенность бизнес-процессов и нежелание помогать в их построении (иногда доходящее до активного сопротивления).
Вывод: между работодателями и экспатами существует недовольство выполнением взаимных обязательств. Большая проблема, обозначенная обеими сторонами — несоответствие ожиданий и реализованной работы.
Со стороны работодателей — неверность входной информации, со стороны экспатов — переоценка собственных возможностей, с обеих сторон — отсутствие взаимного доверия.
В итоге в агентстве выявили, что основной задачей, ради которой и нанимают экспатов, является желание значительных изменений в бизнесе.
При этом наиболее частыми причинами неполных или не произошедших изменений стали:
- сопротивление акционеров или первых лиц компании — изменения только декларировались, но не было желания их проводить;
- по результатам анализа компании, оказались нужны другие более масштабные изменения, на которые лица, принимающие решение, не согласились;
- отсутствие бюджета на изменения;
- низкая квалификация локальных сотрудников и невозможность их изменить.
Большинство представителей бизнесов не смогло назвать существенных препятствий, затормозивших изменения, которые должен был провести экспат.
В результате обе стороны оценивают изменения, сделанные экспатами, крайне низко.
Тенденции и прогнозы найма экспатов в Узбекистане
Результаты исследования показали разнополярность по отношению к найму экспатов.
Большинство традиционного бизнеса, попробовавшего найм экспатов, демонстрируют снижение интереса к ним.
При этом большинство представителей бизнеса, не желающих нанимать экспатов, признаются, что вероятнее всего, придется нанимать, потому что опыт локальных сотрудников пока не соответствует поставленным управленческим задачам.
В IT-отрасли, с другой стороны, достаточно активный интерес к найму экспатов. В рамках опроса компании сообщили, что наняли в 2022 году в четыре раза больше экспатов, чем в 2021 году. Ожидается, что рост экспатов за год вырасти вдвое.
Вознаграждение экспатов
Фото: таблицу по годовой вознаграждению экспатов (годовой фиксированный оклад gross без учета KPI и иной бонусной части и соцпакета, в тысячах USD).
Работодатели, не ощущая результатов, на которые надеялись при найме экспатов, часто пытаются оптимизировать затраты в виде неполной выплаты обещанного вознаграждения, не объясняя причины и предварительно не согласовывая эти решения с нанятыми экспатами.
Что дальше
Значительная часть представителей бизнеса сообщает, что при всем недовольстве, готовы продолжать работать с экспатами на тех условиях, которые уже сложились.
В качестве решения проблемы пытаются заменять текущих экспатов на новых. Работодатели объясняют это тем, что не могут найти локальных специалистов с тем уровнем опыта и компетенций, которые им нужны для решения текущих проблем и будущих задач.
При этом, не смотря на большие трудности с адаптацией, люди, отработавшие более года, относятся скорее заинтересованно к продлению контракта в Узбекистане.
Но основным условием продолжение видят четко прописанные и гарантированные условия, а также улучшение премиальной части вознаграждения (доли, опционы).
Прогноз развития ситуации
Найм экспатов в Узбекистане будет расти несмотря на текущую неудовлетворенность с обеих сторон.
Крупные работодатели осознают, что в условиях быстрого роста экономики и появления новых задач, в стране недостаточно своих профессионалов высокого уровня.
Но интерес со стороны экспатов к Узбекистану будет и дальше уменьшаться относительно 2022 года, а их стоимость расти. Это связано со стабилизацией ситуации в России как основном доноре и крайней востребованностью экспатов в Казахстане, где зарплаты выше.
Основными странами-донорами по прежнему будут Россия и в значительно меньшей степени Казахстан.
Рекомендации работодателям
В агентстве советую «снять магию» с понятия экспат и признать, что он не волшебник, а профессионал с большим опытом, который может решить конкретные задачи, но не может моментально улучшить все.
Бизнесу рекомендовали также более тщательно оцифровывать и декомпозировать задачи, брать экспертов с подтвержденным опытом.
Следует также оцифровывать и прописывать параметры вознаграждения, чтобы уменьшить негатив и ощущение обмана , который только удорожает найм, так как экспаты передают информацию друг другу.
«Рекомендуем не поддаваться влиянию HR-брендов и тщательнее проверять, насколько экспат был причастен к успеху компании. Бизнесу кажется, что человек из именитой компании повторит ее успех, но это зачастую не так», — считает Владимирская.
Также компаниями порекомендовали больше внимания уделять адаптации: из-за страновых особенностей происходит недопонимание сторон. Например, в Узбекистане не принято говорить в лицо негатив и часто экспаты отсутствие негативных сообщений воспринимают как одобрение своих действий.