Дамир Какиев прошел путь от ресепшиониста до руководителя банка, имеет более 17 лет опыта работы в банковском секторе Казахстана («ЮниКредит», «Сбербанк Казахстан», «Альфа-банк Казахстан»). Преподает в международном онлайн-университете Big Money курс по стратегии для предпринимателей. Является основателем крупной технологической IT-компании, инвестором, бизнесменом с пятилетним опытом, членом комитета по развитию МСБ при Национальной палате Казахстана.

Вы работали на протяжении девяти лет в «Сбербанке», а также пять лет в «Альфа-банке» в Казахстане. Расскажите, как оказались в Узбекистане и Davr Bank?

Во-первых, нужно сказать о стране. Узбекистан — это вторая страна по численности в СНГ, которая очень активно развивается. По макроэкономическим показателям она лидирует в регионе. В ближайшие пять лет ВВП страны будет расти быстрее, чем в странах с сопоставимой экономикой.

Реформы в области дерегулирования и либерализации, свободное обращение иностранной валюты, процесс приватизации, большое развитие в электронном правительстве, снижение доли государства в экономике, продажи государственных банков, IPO государственных компаний — все это позволяет Узбекистану быстро развиваться.

Кроме того, Узбекистан — одна из молодых стран в мире по популяции. Ежегодно в банковском секторе появляется плюс 1 млн новых клиентов, за которых можно бороться банкам. Реальное частное потребление остается одним из крупнейших компонентов ВПП страны, доходы населения растут.

В стране высокое проникновение интернета и смартфонов. Низкая ставка по эквайрингу стимулирует безналичный рост оплат. Внедрена фискализация и бурно развивается рынок электронной коммерции. Все эти факторы делают Узбекистан достаточно привлекательным рынком.

Как «Альфа-банк» мы планировали открыть в Узбекистане банк, который я должен был возглавить. По некоторым причинам это оказалось невозможным. В то время я глубоко исследовал рынок Узбекистана, конкурентов — частные банки, среди которых также был и Davr Bank. Во время знакомства с председателем банка и главным акционером мы поняли друг друга с первых слов, и появилась определенная положительная «химия».

Главный акционер банка Лутфулла Убаев — успешный предприниматель с 45-летним опытом, построивший успешный бизнес в различных сферах: рестораны, отели, производство. Все перечисленные бизнесы абсолютно рыночные и конкурентоспособные, развить такие направления бизнесов может человек очень разносторонний, постоянно развивающийся и открытый ко всему новому. Мне интересно общаться лично с ним, не вижу большой разницы в нашем возрасте, при этом чувствую его огромный жизненный и предпринимательский опыт. Думаю, у нас складывается отличная синергия и коллаборация.

Davr Bank — один из лидирующих в группе малых банков, с более 20-летней историей и хорошим звучным узбекским именем. В ходе беседы акционер рассказал мне, что хочет построить банк для людей с отличным сервисом, чтобы узбекистанцам и бизнесу банк нравился. Он предложил сотрудничество, а я рекомендовал начать со стратегии и заодно провести полную оценку банка (Due Diligence).

Этот процесс занял три месяца: мы оценивали рынок, банковский сектор, работу платежных систем, gov-tech, сам банк, конкурентов, определяли целевые сегменты и их потребности, строили финансовую модель. В тоже время проводили внутреннюю оценку банка с точки зрения готовности к трансформации: оценку активов и пассивов банка, кредитного портфеля, сделали IT-аудит информационной безопасности и так далее.

За это время я убедился, что Davr Bank — это чистый банк с точки зрения качества кредитного портфеля с высокой диверсификацией и хорошей эффективностью. Банк также финансируют практически все известные финансовые институты:

  • ЕБРР;
  • АБР;
  • Всемирный банк;
  • МФК и другие.

Это говорит о том, что банку доверяют международные финансовые институты и он считается надежным. Все это подтверждается высоким рейтингом надежности банка на уровне В авторитетного рейтингового агентства S&P.

После того, как убедились в надежности и качестве банка, акционер предложил реализовать стратегию. Посоветовавшись с командой, мы приняли решение взяться за этот интересный кейс. Сейчас уже сформирована Core Team (главная команда топ-менеджмента), готовая реализовывать цели и задачи стратегии.

Каких результатов вам уже удалось достичь?

По результатам первых двух месяцев работы можно понять, что мы достаточно быстро осуществляем задуманное. Внедрили корпоративное управление, формируем совет директоров из местных профессионалов и международных экспертов, укомплектовали состав топ-менеджмента, создали прозрачную понятную организационную структуру.

Разработали понятную систему мотивации — для каждого сотрудника есть понятные KPI: какие задачи надо выполнить, чтобы получить бонусы. Также в разработке — программа карьерного роста: сколько и чего нужно сделать сотруднику, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

В целом, мы наблюдаем, что в банке есть сотрудники, которые уже достаточно давно работают здесь и лояльны к банку. Плюс, мы расширяем команду и приглашаем специалистов извне. Мы строим банк для людей, поэтому слышим все пожелания. Первое, что мы сделали, упростили дресс-код для сотрудников, отменили выходы в субботу, наши коллеги видят и чувствуют изменения. Сейчас мы также занимаемся процессом грейдирования и анализом оплаты рынка труда: наша задача, чтобы наши сотрудники получали достойную оплату труда и развивались вместе с банком. Важным вопросом является организация рабочего пространства для людей. Мы планируем переехать в новый модный комфортабельный офис. Данный вопрос находится сейчас на обсуждении с акционером.

Я бы хотел, чтобы жители Узбекистана и наши клиенты видели весь процесс трансформации банка и переживали его вместе с нами. Мы будем освещать его в наших цифровых каналах. Все изменения, которые направлены на улучшение сервиса, создание новых продуктов, мы будем транслировать в наших социальных сетях. Начиная с этого месяца мы будем анонсировать наши изменения, которые упрощают клиентский опыт для взаимодействия с банком.

Как планируете проводить трансформацию банка? Какие цели и задачи поставили?

Стратегия цифровой трансформации разработана на четыре года. Мы четко понимаем, куда идет и как будет развиваться банк. У нас принято четыре уровня управления в оргструктуре. Это означает, что компания гибкая и любые изменения внедряются довольно быстро.

Стратегия направлена на кратное увеличение клиентской базы и эффективное управление банком в целом. В общем, для быстрого роста у банка есть два пути: открыть большое количество отделений для масштаба или правильно выстраивать цифровые каналы и процессы, чтобы быстро наращивать клиентскую базу. Мы выбрали второй путь, так как у нас есть опыт построения лучших цифровых каналов с нуля за короткий срок.

С точки зрения HR мы полностью отстраиваем все процессы, чтобы кадровое делопроизводство было автоматизировано. При найме сотрудников на работу происходит онбординг, чтобы сотрудник понимал стратегию компании и свои личные задачи. Сейчас мы активно работаем над миссией и целями Davr Bank, это будет нашим смыслом — зачем банк существует, ценности будут нашим фундаментом и я уверен, что они позволят привлекать к нам лучших специалистов.

Davr Bank — это не просто банк, для зарабатывания денег. Это банк, который помогает узбекистанцам в развитии своего бизнеса и в повседневной жизни. Это не просто слова, а то, во что мы верим. Мы верим, что можем создать клиентский опыт, который поможет упростить жизнь нашим предпринимателям и клиентам.

Расскажите об основных направлениях стратегии? Какие метрики закладывали для оценки результатов?

Мы написали стратегию по трем направлениям:

  1. Работа с физическими лицами.
  2. Работа с малым и средним бизнесом.
  3. Банк как сервисная организация.

По каждому направлению поставлены задачи и ключевые метрики. С точки зрения розничного бизнеса, мы планируем агрессивный рост клиентской базы. Для этого будет создан качественный цифровой продукт — собственное мобильное приложение. Сейчас идет процесс дизайна команд разработки, для реализации мы будем использовать только топ-компании региона с опытом. Работа будет выстроена по принципу двухнедельных спринтов в рамках инкрементальной разработки, чтобы четко отслеживать изменения и видеть прогресс.

Фокус будет являться важнейшим элементом стратегии, например, в рознице мы не будем заниматься ипотекой, так как для данного продукта необходима длинная дешевая ликвидность и большой капитал, мы же — частный коммерческий банк, работающий на рыночных условиях. Поэтому мы сфокусируемся на автокредитах и микрозаймах и будем бороться за лидерство в этих продуктах.

Наша команда является одной из ведущих в СНГ по работе с МСБ. В Казахстане мы построили за короткий срок один из лучших цифровых банков для предпринимателей и входили в тройку банков по активной клиентской базе. Поэтому точно знаем, что мы выстроим удобное цифровое приложение для бизнеса, в котором будет функционал — Daily Banking, осуществления платежей, международных валютных переводов, управления своими продуктами и их подключением. Мы понимаем, с какими странами Узбекистан торгует, в секторе МСБ — клиенты ВЭД (занимающиеся внешнеторговой деятельностью) будут для нас приоритетом, мы планируем осуществлять самые быстрые валютные переводы в эти страны, для этого сейчас расширяем сетку корреспондентских счетов, уже сейчас открыли кор счет в ODDO BHF — франко-германская группа. Для МСБ также будет возможность получать быстрые кредиты на пополнение оборотных средств и получать кредиты на инвестиции.

Серьезно рассматриваем факторинг — продукт, который в Узбекистане находится в зачаточном состоянии. В Казахстане мы были одним из лидеров в этом продукте, и у нас есть вся необходимая экспертиза.

По третьему направлению будем работать с платежными организациями страны и предлагать им инновационные сервисы и функции расчетного банка.

реклама

Кто будет заниматься трансформацией банка?

Трансформацией банка будет заниматься команда, ранее работавшая в крупных международных банках «Альфа-банк Казахстан», «Сбербанк», «Хоум Кредит». Это около 20 человек, среди которых топ-менеджеры и специалисты по IT и информационной безопасности. К примеру, глава рисков и финансов — бывший топ-менеджер «Альф-банка» и «Сбербанка» с более чем 20 лет опыта работы в рисках, сертифицированный СFA, главы бизнесов розницы и МСБ — бывшие топы с «Хоум Кредита» и «Альфы», глава HR — также топ со «Сбера» и опытом в телекоме.

Мы также внедрили подразделение по стратегии, которое возглавил менеджер с Big Four.

Для цифровой трансформации банка необходимо уметь управлять проектами, то есть функцией проектного офиса. Данное подразделение возглавил выходец из российского «Сбербанка» с большим опытом, к примеру, руководитель разработки — специалист с опытом работы на Московской бирже, главный IT-архитектор — бывший главный архитектор «Росбанка», глава IT — человек с 12-летним опытом в российском «Сбербанке», позиции главных CPO (Chief Product Owner) — займут также выходцы с «Альфы», люди которые управляли большим количеством команд. В этом плане мы собрали эффективную команду для осуществления цифровой трансформации.

Мы собрали по настоящему топ-команду для реализации стратегии.

Каким вы видите банк через год, через 5 лет?

Банк сегодня — это приложение в смартфоне, у банка нет физических продуктов, поэтому клиентам от банка нужны всего лишь простота и скорость. В связи с этим я вижу, что будущий Davr Bank для клиентов — это банк с первоклассным сервисом, где голос клиента будет главным KPI для сотрудников, где людям будет нравиться обслуживаться, а бизнесмены будут развивать свой бизнес вместе с банком, а мы будем их настоящим партнером.

Что касается сотрудников банка — мы видим банк с большим количеством самостоятельных команд со своими целями, ответственностью и полномочиями. С людьми, которые хотят создавать, креативить, двигаться вперед. Это будет очень модный, молодой банк для людей, которые хотят добиваться успеха, мы будем отличной площадкой для таких людей.

Davr Bank занимает лидирующие позиции по многим показателям в группе малых банков. Планируете ли укрупняться и переходить в группу крупных банков?

У банка очень хорошие показатели рентабельности на капитал — свыше 40%. Банк хорошо растет по показателям кредитного портфеля. В настоящее время активы банка составляют около $500 млн. Соответственно, чтобы дальше трансформировать банк, была приглашена команда топ-менеджеров. Финансовые показатели, заложенные в стратегии, соответствуют более чем пятикратному увеличению банка.

Телефон: (+998) 71−207−40−40.

E-mail: info@davrbank.uz
Сайт: davrbank.uz
Facebook: fb.com/davrbankuz
Instagram: @davrbankuz
Telegram: t.me/davrbankuz

На правах рекламы.