Обратите внимание: вся информация в статье представлена исключительно в ознакомительных целях. Цифры примерные и могут различаться в зависимости от каждого индивидуального случая.
Как пришла идея
По специальности я инженер-программист и будучи студенткой я не могла представить, что мой бизнес будет связан с национальной одеждой. Началось все на третьем курсе, когда я пошла подрабатывать подмастерьем в ателье. Проработала там год и многому научилась. Там же зародилась страсть к национальным изделиям.
Первые попытки заработать на своем увлечении были неудачные. Помню, как на половину стипендии сшила юбки из очень дорогих национальных тканей. Попыталась продать их на ярмарке ручных изделий, которые в то время только набирали популярность, но не смогла.
Потом решила сделать изделия попроще и дешевле. Так сшила несколько прихваток также из национальных тканей. Вот их распродала довольно быстро. Участие в различных крафт-ярмарках помогло понять, чего хочет рынок. По моим наблюдениям большим спросом пользовались кошельки и одежда в национальном стиле, в том числе чапаны.
Первые шаги
Первое время шила дома на маминой машинке для себя и близких. Параллельно открыла страницу в Instagram, где выкладывали свои работы и продолжала участвовать в ярмарках. Постепенно интерес к моим изделиям (тогда это было не только одежда, но и кошельки, украшения, кепки, сувениры и даже обувь) рос, а вместе с тем увеличивались и объемы.
Также предлагала магазинам брать мои изделия под реализацию. На мое удивление многие соглашались. Иногда ко мне обращались молодые дизайнеры со своими эскизами и я отшивала им всю коллекцию.
Так как первоначальные траты были небольшими (только расходные материалы), то уже на третий месяц у меня оставалась прибыль в размере $300.
А в июле 2016 года я зарегистрировала ИП. Также являюсь членом Hunarmand — это государственная организация, поддерживающая ремесленническое дело. Мастера такого типа освобождены от налогов, кроме подоходного, пока оборот не превышает 100 млн сумов в год. Когда превышает, достаточно платить ежемесячный налог в размере 1,6 млн сумов.
Команда появилась в 2018 году — наняла продавца и портниху. И тогда же обзавелись первым помещением, где были объединены магазин и пошивочный цех.
В том же 2018 году я выпускалась из университета и моей дипломной работой было создание интернет-магазина. Я решила совместить учебу с хобби и запустила наш сайт. Там разместила фотографии своих моделей.
Оборудование закупала по мере необходимости. После маминой машинки со стипендии купила оверлок Janome за 220$. Затем я стала работать под брендом и когда переехала в первую мастерскую, приобрела первую машинку Jack за $300. Она служит мне до сих пор. Через год докупила вторую машинку. В 2020 году купила оверлок за $400. Сейчас на этом оборудовании работают портнихи.
Начальные расходы в 2018 году составили:
Объект | Сумма в долларах |
Аренда помещения | 200 |
Швейное оборудование | 1400 |
Зарплата сотрудников | 600 |
Патент Hunarmand | 70 в год |
Расходы на ткань | 450 |
Содержание сайта | до 500 в месяц |
Фотосессия | 200, один раз в сезон |
Реклама (таргет в социальных сетях) | 150 в месяц |
В первом помещении мы просуществовали недолго. Это был магазин в бизнес-центре площадью 16 кв м. После этого мы переезжали много раз пока не нашли нынешний шоурум в этнографическом городке в парке «Навруз».
Арендаторы тут получают помещение с готовым ремонтом и больше ни во что не вкладываются, что нам показалось очень привлекательным. Площадь — 65 кв. м, она включает сам шоурум, технический отдел и офис. Месторасположение было выбрано потому, что в этом парке большой хаб национальных мастеров, что обеспечивает хорошую проходимость.
О продукте
С самого начала я делала ставку на что угодно, кроме чапанов, старалась разнообразить ассортимент футболками, платьями, брюками и юбками. Когда я увидела что чапаны продавались первыми, вариантов не осталось и они стали основной частью ассортимента. При этом я не завышаю цену на кежуал модели, поэтому наряду с чапанами юбки, брюки, футболки тоже хорошо продаются.
Если говорить в процентном соотношении, присутствует сезонность: зимой 80% продаж занимают чапаны, летом этот показатель падает до 50%. Остальную долю занимают все остальные модели, которые постоянно присутствуют в нашем ассортименте — брюки, платья, футболки, блузки, юбки.
Средний чек на покупку в магазине — 500 тыс. сумов. В хороший месяц удается продать 35 чапанов. Как я уже отмечала, первую прибыль удалось получить довольно быстро, но я до сих пор стараюсь большую часть реинвестировать — в оборудование, найм сотрудников, помещение
Прибыль в месяц составляет 10−15 млн сумов, оборот в год — примерно до 500 млн. Очень хорошую выручку получаем в периоды перед праздниками, например на Новый год.
Одной из крупных статей расхода являются ткани — в месяц используем порядка 300−400 метров. В 2020 году ткани стоили в пределах 5−25 тыс. сумов, на сегодняшний день они подорожали примерно на 20%.
Кредит брала всего один раз в 2021 году на покупку тканей. Сумма составила 25 млн, через полтора года вернула 28 млн сумов.
Ткани покупаем в разных местах. На Абу Сахий приобретаются расходники: флизелин, дублирин, подклад, однотонные ткани. Основные ткани для работы берем на фабриках в Ташкенте, Ургенче, Коканде. Многие ткани печатают по моему заказу. Там минимальный заказ 500 метров.
Кроме того, езжу в Маргилан за тканями ручной работы. С годами собралось много контактов мастеров из этого города, которые отправляют мне заказы в Ташкент. Иногда езжу сама — пройтись по рынку и понять какие в этом сезоне ткани. Нахожу новых поставщиков, чтобы был разнообразным ассортимент.
О нише и конкурентах
У нас мало прямых конкурентов, потому что мы одни из немногих, кто представляет средний сегмент. В этой сфере есть или очень дорогие бренды, которые работают под заказ и берут за изделие от $300, или маленькие мастерские, которые закрываются после первой же неудачи, либо у них маленький ассортимент.
Мы же работаем в среднем ценовом сегменте и наш основной клиент — это иностранцы. Они делятся на три вида — клиент-турист на сутки, бизнес-турист и релокант. Причем это не всегда женщины. Часто приходят мужчины, которые покупают подарки своим женам, подругам, знакомым. Невысокая цена позволяет туристам купить вещи не только себе, но и близким в подарок. А местных жителей среди наших покупателей не более 10%.
Также важное преимущество — у Adras Republic есть сайт, обновляемый в режиме реального времени. И это не просто сайт, а интернет магазин где купить чапан можно онлайн. Мы также присутствуем в Uzum Market, а также хотим выходить на Alibaba, Ebay и Amazon. Аккаунты на зарубежных маркетплейсах находятся на этапе заполнения. Я поняла, что этот вопрос надо делегировать и хочу нанять менеджера, который будет этим заниматься.
Единственный наш условный конкурент — это базар Чорсу. Но в отличие от рынка у нас комфортно, тепло, много света и можно спокойно выбрать все что душе угодно. Не всех устраивает базар в плане качества сервиса и условий.
О рекламе
Мы много работаем с сайтом им занимается мой муж, поэтому поддержка сайта обходится бесплатно. Хостинг в год стоит 950 тыс. сумов. Перенаправляем на сайт из поисковых систем, работаем над SEO оптимизацией. Сайт работает сейчас больше как витрина — многие просматривают его из-за границы, потом приезжают и покупают оффлайн. Сайт приносит 4−5 заказов в месяц. Война в России повлияла на нашу работу. И сейчас мы не можем принимать оплату из России, откуда была основная часть покупателей.
Тратимся на фотосессии примерно 1 раз в сезон (для сайта), также самостоятельно снимаем видео. На профессиональную фотосессию уходит около $200: на фотографа — $100, на моделей, макияж и аренду студии по 300 тыс. сумов. В месяц на таргетированную рекламу в Instagram направляем до $200.
Также мы сотрудничаем с двумя блогерами-стилистами — Оксаной Климкиной из Москвы и Камилахон. Сотрудничаем с ними на бартерных условиях — для их клиентов предоставляем скидки, а блогеры, в свою очередь, публикуют посты и сторис с отметкой магазина. Результатами нашего сотрудничества я довольна.
Ранее много работали с Home Market — там были представлены почти все наши аксессуары: шарфы, косметички, сумки, а также чапаны, платья и другая национальная одежда. Работали под реализацию — мы передавали им товар и по факту продаж получали от них деньги перечислением. Если говорить о суммах, то в Home Market продавалось нашего товара на 4−6 млн сумов в месяц. Сейчас обстоятельства сотрудничества изменились и там представлены только наши шарфы.
Также мы участвуем в выставках. Это здорово поднимает охваты Instagram и налаживает новые связи. Из выставок, где уже участвовали и которые оказались эффективными — Тепломаркет и Yangia Market.
Планы
Сейчас мы расширяем границы. То есть помимо того, что мы в отправляем в Россию, сейчас идем в сторону Таджикистана и Пакистана.