Коммуникационное агентство мaslov:tashkent работает в Узбекистане с 2008 года и является партнёром российского агентства мaslov:agency (ранее Ketchum Russia).

Агентство начинало работать тогда, когда бизнесмены и руководители компаний не понимали необходимость коммуникаций, а рынок только зарождался.

Как за 15 лет изменилась сфера PR, какие тенденции наблюдаются сейчас Spot поговорил с управляющими партнерами мaslov:tashkent Барно Назарзода и Севиль Сакаевой.


Бизнес изнутри

В этом году мaslov:tashkent исполнилось 15 лет. По правде говоря, нам самим в это с трудом верится. Потому что первые 10 лет мы «выживали». И о том, что имеем сейчас, только мечтали.

Офис в Узбекистане открылся потом, что в 2008 году был ряд международных клиентов, для которых наш регион был стратегически важен. Им нужна была команда, которая бы оказывала PR-поддержку в центральноазиатских странах.

Пример — компания Western Union, которую московский офис сопровождал с десяток лет.

барно назарзода, мaslov:tashkent, севиль сакаева

Фото: Евгений Сорочин / Spot

На первых порах команда занималась внутренними коммуникациями компаний-клиентов: делали рассылки сотрудникам, готовили контент и печатали в типографии корпоративные журналы и многое другое.

Было время, когда мы работали практически в минус, сопровождая буквально пару клиентов. Тогда казалось, что сфера мертва, но нас не покидали энтузиазм и надежда на то, что профессиональные коммуникации все же будут востребованы.

Мы считаем, что застали зарождение пиара как такового, а еще его трансформацию, подъемы и спады.

Сегодня у нас два основных направления — пиар-сопровождение и кризисные коммуникации.

Мы формируем репутацию клиента в публичном пространстве, помогаем осветить важные новости и инициативы в СМИ, организуем коллаборации брендов с блогерами.

Каждый клиент получает то, за чем пришел: повышение узнаваемости, работу над имиджем, оперативное решение кризисной ситуации, правильно выстроенную коммуникацию с обществом.

Но мы не беремся за проект, если видим, что одним PR-ом ситуацию не исправить. Если у компании плохой продукт, то работать надо в первую очередь над ним.

Штат агентства изначально формировался из журналистов. От сотрудников требовалось умение писать, знать несколько языков, быть коммуникабельным и быстро обучаемым.

Помимо выходцев из журналистики мы нанимали людей с экономическим и филологическим образованиями — умение работать с текстами тогда было основополагающим. Хантить готовых специалистов было неоткуда, приходилось взращивать своих.

Сегодня дела обстоят куда лучше, но кадров на рынке все еще катастрофически не хватает. Пиарщиков уже готовят в профильных вузах, но пока они еще очень молоды. А те, кто постарше и покрепче, работают в штате больших компаний.

Как сейчас работает maslov:tashkent

В 2014—2016 годах из-за сложности ведения бизнеса в стране и отсутствия конвертации многие международные бренды ушли с нашего рынка.

А локальные компании все еще не понимали необходимость коммуникаций. В то время мы «плавали на берегу», работая на одном энтузиазме и вере, что скоро выстрелим.

Лет 10−15 назад многие заказчики вовсе не понимали, чем мы занимаемся. Например, нам звонили и просили разработать и напечатать буклеты.

Но сегодня уровень осознанности среди предпринимателей в разы выше: руководитель, у которых оцифрованы все процессы, уже четко понимает, для чего ему маркетолог в штате и PR-команда на аутсорсе.

барно назарзода, мaslov:tashkent, севиль сакаева

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Тогда, 15 лет назад, наша зарплата была не больше $150−200. Месячная оплата за проект начиналась от $1 тыс.

Сегодня коммуникационное сопровождение бренда обойдется примерно в $4−6 тыс. в месяц. Это справедливые рыночные цены.

Сейчас maslov:tashkent ведет восемь постоянных клиентов, с которыми у нас заключены рамочные договоры. Еще три-четыре новых проекта появляются в течение года.

Также мы отмечаем возрастающий спрос на разовые PR-услуги: организацию пресс-ивентов, лончей (этап запуска продукта на рынок, когда нужно заинтересовать потребителя — прим.Spot), открытие офиса компании или разовую блогерскую интеграцию.

Как оценивается эффективность PR-проектов

Если говорить про системное формирование репутации, то первый результат можно увидеть через 3−6 месяцев.

А результаты, с которыми можно работать — ставить в плюс или вносить корректировки — через год.

В кризисных же ситуациях результат виден почти сразу, там счет идет на минуты.

Задача PR-специалиста — «поймать волну негатива», как можно скорее снизить его градус, не позволить заказчику в панике отмолчаться или сказать неправду. Коммуникация должна быть честной, но не ухудшающей репутацию.

барно назарзода, мaslov:tashkent, севиль сакаева

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Кстати, раньше оценка эффективности PR-проектов была подвязана под количество выходов в СМИ.

Во времена, когда печатная пресса была очень популярна, выводы о работе PR-специалистов делали просто. Достаточно было посмотреть, пишут про компанию и ее инфоповоды или нет.

Тогда о платных публикациях не было и речи, поэтому каждый выход — это победа.

В те годы мы активно работали с журналистами из печатных СМИ, собирали подшивки газет и журналов, вырезали публикации и клеили в отчеты для клиентов. Тогда это была единственная доступная метрика нашей эффективности.

Сегодня бренды, как и аудитория, все чаще обращаются к блогерам.

Площадки оцифрованы, поэтому легко можно посчитать охваты, измерить тональность и отношение к бренду, проанализировать активность конкурентов и провести медиа-аудит.

После на основе полученных данных уже можно разрабатывать и внедрять новую стратегию.

Если говорить о каналах собственного продвижения, то 10−15 лет назад в этом не было потребности.

На нашем маленьком рынке работало только «сарафанное радио». Агентствам было достаточно обладать хорошим портфолио проектов и иметь небольшой штат толковых специалистов.

Конкуренции как таковой не существовало: многие агентства, будь то PR, брендинг или продакшн, открывались в надежде на появление на рынке международных игроков.

Зарубежные компании заключали договоры «по наследству» с узбекистанскими отделениями компаний, работающих на их рынке. Если таких отделений не было, начинали искать среди локальных агентств. Опять же — по знакомым.

Изменения в сфере начались в 2017 году. Тогда показалось, будто шлюз открылся, мы почувствовали движение.

В первую очередь это было связано с реформами, с новой политикой руководства страны.

В Узбекистан хлынули инвестиции, международные и локальные компании почувствовали конкуренцию, поняли, что теперь за место в голове и сердце потребителя надо бороться. Таким образом, когда рухнул занавес, начался восходящий тренд на PR.

барно назарзода, мaslov:tashkent, севиль сакаева

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Тенденция рынка — изменение медиа-среды

За последние пару лет отношение к PR и сама сфера поменялись в корне: тенденция рынка — изменение медиа-среды.

Это не плохо и не хорошо, просто медиа меняются.

PR — это своеобразный мостик, который соединяет руководителей предприятий, первых лиц, чиновников, бизнесменов с общественной средой. Им необходимо коммуницировать, создавать репутационный капитал среди представителей своих целевых групп.

Этот мостик построен на различных формах взаимодействия, в том числе на работе с медиа как с основным каналом коммуникаций. В последнее время мы наблюдаем сильное изменение этой среды.

К примеру, появились новые «медиа» — такие, как Telegram-каналы. Это новые форматы влияния на мнения людей.

Раньше в коммуникационный план мы закладывали взаимодействие с аудиторией через СМИ, потом добавили социальные сети. Сейчас закладываем и популярные паблики и авторские каналы в Telegram.

Сегодня самый эффективный инструмент привлечения новых клиентов — активность в интернете и блогосфере.

Если ты остаёшься в тени и отметаешь активность в digital — завтра ты уже умер для рынка. Сейчас одно сообщение в Instagram или Facebook может привести вам сразу несколько потенциальных клиентов или крупного партнёра на мероприятие.

барно назарзода, мaslov:tashkent, севиль сакаева

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Основной тренд сегодня как мы уже говорили выше — это Telegram-каналы.

Это инструмент с понятными и открытыми метриками: вы понимаете, сколько людей увидели ваше сообщение, можете оценить канал на накрутки.

Сейчас рынок PR-услуг на взлете. Что будет дальше — покажет время. Ясно одно: если «нулевые» вернутся, это послужит материалом уже для другой статьи.