Каждый человек ежедневно сталкивается с инфляцией, когда что-то покупает. Инфляция сопровождает людей на протяжении всей жизни. Это своего рода дополнительный налог на потребителей, которые вынуждены платить за товары и услуги с каждым годом больше — с поправкой на рост инфляции.
По данным Госкомстата, инфляция в 2022 году составила 12,25%. Тем не менее рядовые граждане не верят официальной статистике, считая её сильно заниженной. Потребители судят о инфляции по ценам в магазинах или на рынке, воспринимая любой скачок цен в качестве её проявления. Недоверие к данным также базируется на недавнем прошлом — многие годы официальная статистика (в том числе по инфляции) занижалась.
Однако ситуация с публичной информацией улучшается, а данные Госкомстата становятся прозрачнее и объективнее. Чтобы лучше понимать, о чем говорит официальная статистика по инфляции необходимо разобраться в том, что такое такое инфляция, каковы ее причины и последствия для экономики Узбекистана.
Что такое инфляция?
Инфляция — устойчивая тенденция роста общего уровня цен.
Важно понимать, что инфляция представляет собой длительный процесс, то есть долговременную тенденцию, поэтому её следует отличать от простого скачка цен, который происходит по разным причинам.
Более того, под инфляцией не подразумевается рост всех цен в экономике. Рост инфляции отражается в общем индексе цен. В это время цены на отдельные продукты могут повышаться или понижаться. По сути инфляция — это сводный показатель, который объединяет в себе рост цен на широкую группу товаров. Если бы инфляция учитывала только потребительские цены, то показатель был бы существенно выше.
Таким образом, инфляция дает лишь примерное понимание состояния дел в экономике, являясь при этом важным показателем для принятия решений — например, по ключевой ставке Центрального банка или индексации зарплат бюджетников.
Более того, цены в экономике могут не только расти, но и падать. Этот обратный инфляции процесс называется дефляция: когда наоборот происходит устойчивое снижение общего уровня цен. Для экономистов дефляция выступает в качестве более серьёзного вызова, так как инструменты борьбы с высокими темпами инфляции уже были разработаны за долгие годы борьбы с ней. Например, с дефляцией в конце 90-х годов столкнулась Япония, власти которой на протяжении долгого времени отчаянно — и часто безрезультатно — с ней боролись.
Однако инфляция — это нормальное экономическое явление, которое сопровождает нас на протяжении всей наши жизни. По сути она не является злом или чем-то плохим для экономического роста. Только высокие темпы ее роста негативно сказываются на экономическом развитии, также как и дефляция. Поэтому экономические власти всех стран сталкиваются с проблемой поиска золотой середины в вопросе инфляции, и в последнее время часто придерживаются режима инфляционного таргетирования.
Виды инфляции
В целом инфляцию можно разделить на несколько видов.
Первый вид — умеренная инфляция, уровень которой составляет до 10% в год. Она характерна для развитых и современных экономик, в которых инфляция в среднем растёт темпами 3−4% в год. До недавнего времени низкой инфляцией славились США и страны Евросоюза.
Второй вид — галопирующая инфляция. Здесь речь уже идет, а двузначных показателях. При данном виде инфляции экономики развитых стран сталкиваются с негативными факторами, препятствующими их росту. Такая инфляция больше характерна для развивающихся стран из-за бурного роста экономической деятельности и догоняющего развития. В качестве примера можно привести Турцию, где инфляция в конце октября 2022 года превышала 85%.
Третий вид — высокая инфляция. При ней темпы роста составляют до 200−300% в год. Такую инфляцию можно встретить во многих развивающихся странах с переходной экономикой. К такой ситуации могут привести явные ошибки, допущенные официальными властями, например, как в Аргентине, в которой инфляция впервые за 32 года перешагнула отметку в 100%
Четвёртым и самым серьёзным видом инфляции является гиперинфляция. В этом случае цены могут расти день ото дня. Деньги обесцениваются быстрее, чем их успевают печатать. Гиперинфляция чаще выступает в качестве одного из последствий экономического кризиса. История знает довольно много случаев гиперинфляции — Веймарская республика (Германия) в 20-х годах прошлого века или Зимбабве, где инфляция в 2008 году исчислялась миллиардами процентов.
Причины роста инфляции
В качестве причин роста инфляции выделяют факторы со стороны совокупного спроса и предложения — инфляцию спроса и издержек.
Инфляция спроса образуется тогда, когда спрос на товары и услуги превышает предложение. В таком случае производители просто повышают цену на свою продукцию — иначе будут пустые полки магазинов, как в позднем СССР. В этой связи цены будут расти в масштабах всей экономики.
Факторы инфляции спроса:
массовое кредитование;
дополнительный выпуск денег — бесконтрольная эмиссия со стороны государства;
дефицит товаров.
Инфляция издержек, в первую очередь, связана с общим увеличением расходов на производство товаров и услуг. Когда предпринимателям становится дороже производить свою продукцию, то они повышают цены в целях сохранения своей прибыли. В этом случае производители просто перекладывают издержки на потребителей.
В качестве причин инфляции издержек можно выделить следующие:
рост цен на мировом рынке — внешние факторы;
ослабление национальной валюты — девальвация;
отсутствие конкуренции на рынке — монополии;
рост зарплат;
увеличение налогов, акцизов, пошлин;
потеря запасов или урожая.
Кроме того, важную роль играют также инфляционные ожидания. Люди и бизнесмены формируют свои предположения относительно уровня будущей инфляции на основе своих ощущений. В свою очередь, это учитывается производителями при установлении цен на продукцию и ставок зарплаты, при планировании инвестиций и объёмов производства.
Также инфляционные ожидания влияют на обывателей, которые принимают решения о том, сколько денег им потратить, а сколько отложить в качестве сбережений. Для проведения эффективной денежно-кредитной политики ЦБ важно снижать и «заякорить» инфляционные ожидания, повышая доверие к своим действиям и проводимой политике.
Инфляция в Узбекистане
В Узбекистане проблема высокой инфляции всегда являлась широко обсуждаемой в обществе и правительстве. Многие потребители жалуются на рост цен, который негативно сказывается на их благосостоянии. Однако возникает вопрос, насколько велика инфляция в Узбекистан и справедливо ли ее называть высокой.
Источник: Госкомстат
Как видно из графика, инфляция по итогам 2022 года составила 12,3%. Прошлогодний показатель прервал продолжительный дезинфляционный период, когда наблюдался тренд на замедление темпов роста инфляции. Если в 2020 году цены в экономике выросли чуть более чем на 11%, то уже в 2021 году рост снизился до 9,98% — впервые с 2017 года не превысил отметку в 10%.
К сожалению, данные по инфляции до 2017 года являются нерелевантными, так как не вызывают доверия к прозрачности и объективности статистики того периода. Это сужает временные рамки анализа, ограничиваясь периодом с 2017 по 2022 год.
Если посмотреть на последние пять лет без учёта прошлогоднего показателя, то годовые темпы роста инфляция снизились с 14,4% в 2017 году до 9,98% в 2021 году. Тренд на замедляющуюся инфляцию в узбекистанской экономике становится более очевиден.
Центральный банк Узбекистана ожидал снижения инфляции в прошлом году до 9%, но в прогнозах не учитывались внешние факторы, оказавшие существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.
Таким образом, экономика Узбекистана на протяжении последних лет сталкивается с галопирующей инфляцией — больше 10% в год. Для развивающейся страны с быстро меняющейся экономической моделью галопирующая инфляция — это вполне нормальное явление, с которым можно жить. В отличии от развитых стран рост инфляции сопровождается более высокими темпами экономического роста.
Например, по итогам прошлого года ВВП Узбекистана составил более 888 трлн сумов — более чем на 20% больше показателя 2021 года в национальной валюте. Если от прошлогоднего роста экономики вычесть инфляцию, то показатель останется положительным, как в сумовом, так и в долларовом выражении. Пока темпы экономического роста превышают уровень инфляции, экономика растёт в реальном выражении.
Тем не менее, многие потребители могут возразить, что цены на продукты питания на прилавках растут быстрее, чем показывают официальные данные по инфляции. Эти люди окажутся правы, но не в полной мере, так как они говорят о продовольственной инфляции, учитывающей удорожание продуктов питания. Вычислить её можно путём сравнения чеков из магазинов за прошлый и этот год. Именно ускорение продовольственной инфляции бьёт по карману потребителей.
Источник: Госкомстат
Если посмотреть на данные по инфляции за 2022 год, то наибольший рост был зафиксирован в продовольственных товарах — 53,9%. Продовольствие обеспечило 6,6% к годовому показателю роста инфляции. Рост непродовольственных товаров составил 10,7%, а услуг — всего 8,4%.
Быстрее всего в продовольственном сегменте цены выросли на репчатый лук (97,8%), пшеничную муку (44,5%), сахар-песок (43,6%), огурцы (29,8%), яйца (28,3%), рис (24%), морковь (22,7%) и молоко (18,1%).
Что делать?
С инфляцией нужно бороться, в первую очередь, монетарными мерами, то есть усилиями Центробанка. Регулятор отвечает за ценовую стабильность в экономике, влияя на неё посредством инструментов денежно-кредитной политики, включая изменения ключевой ставки. Главная задача — взять под контроль количество денег в обращении.
ЦБ Узбекистана придерживается умеренно жёсткой денежно-кредитной политики. Например, ключевая ставка регулятора в данный момент находится выше инфляции — 15% против 12,25%. Таким образом, в экономике наблюдаются положительные реальные ставки. В результате населению выгодно открывать вклады в коммерческих банках, а не тратить весь свой доход на ежедневные нужды.
Ключевая ставка — основной инструмент денежно-кредитной политики, благодаря которому Центробанк может влиять на инфляцию. Повышение ставки означает удорожание кредитов, поэтому доступность капитала снижается. Подобные действия регулятора ведут к уменьшению денег в экономике, а следовательно и снижению темпов роста инфляции.
Однако Центральный банк может бороться лишь с монетарными причинами инфляции, поэтому для борьбы с шоками со стороны предложения инструменты денежно-кредитной политики бесполезны. Для замедления роста инфляции необходимы скоординированные действия ЦБ и фискальных властей — Министерства финансов.
В Министерстве финансов Узбекистана также осознают важность борьбы с высокой инфляцией. Например, Тимур Ишметов (на тот момент министр финансов) на полях второго Международного экономического форума в Самарканде заявлял, что снижение инфляции должно стать приоритетом государственной политики при активном участии Центробанка. Он тогда отметил, что повышенная инфляция увеличивает обязательства бюджета из-за чего требуется индексация расходов на уровень инфляции. Такая ситуация повторяется из года в год, а экономика попадает в порочный круг.
Если Минфину удастся добиться фискальной дисциплины, подразумевающей снижение дефицита бюджета через оптимизацию расходов, это внесёт важный вклад в уменьшении количества денег в обращении, благодаря чему снизятся темпы роста инфляции.
Со своей стороны, Центральный банк объявил о переходе на режим инфляционного таргетирования. Данный подход подразумевает, что регулятор устанавливает цель по инфляции, которую он стремится достичь. Далее ЦБ должен поддерживать уровень инфляции наравне с таргетом, существенно от него не отклоняясь. Это помогает добиться желаемого результата без влияния на экономический рост. Например, ФРС США таргетирует инфляцию на уровне 2%, а Банк России — в районе 4%.
Преимущество режима таргетирования инфляции заключается в обеспечении лучшей предсказуемости, на основе которой граждане могут лучше планировать своё будущее. Производители будут закладывать таргет по инфляции в цены на свою продукцию, а потребители принимать решения о размере своих трат и сбережений. Кроме того, лучшая предсказуемость ведёт к снижению инфляционных ожиданий, которые становятся «заякоренными» — слабее реагируют на ценовые шоки при среднесрочном и долгосрочном планировании, так как ориентируются на таргет регулятора.
Согласно планам Центробанка, таргет на уровне 5% будет достигнут ко второй половине 2024 года. Прогноз по инфляции на этот год составляет 8,5−9,5%. Если удастся снизить инфляцию в 2023 году до 9%, то можно ожидать достижения таргета, если не к 2024 году, то в ближайшем будущем, но для этого регулятор должен проводить умеренно жёсткую денежно-кредитную политику, снижая ставку лишь в ответ на замедление инфляции, а Минфину, в свою очередь, необходимо сокращать расходы бюджета.
Риски и вызовы
Последовательность действий Центрального банка внушает определённый оптимизм по поводу проводимой им денежно-кредитной политики. Однако есть много рисков, которые напрямую не зависят от монетарных властей, и которые могут повлиять на планы регулятора.
Главный вызов — либерализация цен на электричество и газ, которая откладывается с 2020 года. По словам заместителя главы ЦБ Бехзода Хамраева, реформа запланирована на май этого года. Последний раз тарифы повышались в марте 2019 года. При либерализации цен тарифы на электричество и газ несомненно вырастут, так как будут формироваться на свободном рынке, а не за счёт государственных дотаций. Это приведёт к резкому скачку цен, но ЦБ учитывает этот фактор в своём основном прогнозе.
Кроме этого, важно учитывать несовершенность внутреннего рынка — отсутствие должной конкуренции. Государство продолжает играть большую роль в экономике, поэтому госкомпании действуют не в соответствии с рыночными реалиями, а согласно директивным указаниям. Также во многих секторах экономики — например, в автомобилестроении — присутствуют монополии, препятствующие рыночному ценообразованию. В этой связи, нужны более структурные реформы, которые увеличат уровень конкуренции в экономике. Для этого, в частности, необходимо снижать импортные пошлины, пуская на внутренний рынок иностранных игроков. За проведение подобных шагов Центральный банк выступал ещё в далёком 2018 году.
Следующий вызов — большая доля теневой экономики в Узбекистане. В начале прошлого года пресс-секретарь Агентства стратегического развития Хасанов приводил данные, согласно которым от 48 до 62% разных отраслей экономики находится в тени. Например, это стало одной из причиной того, что уменьшение ставки НДС с 15% до 12% с этого года не привело к снижению цен на потребительские товары. Большой объём теневой экономики ограничивает влияние традиционных инструментов денежно-кредитной политики на инфляцию. Однако борьба с теневой экономикой не входит в обязательства регулятора. Более подробно про теневую экономику мы писали здесь.
К тому же, внешние обстоятельства могут препятствовать достижению таргета по инфляции. Цены в экономике сильно зависят от ситуации на мировом продовольственном рынке. Например, в 2022 году Узбекистан импортировал продовольствие на сумму $3,39 млрд — на 35,2% больше, чем было в 2021 году. Большая зависимость наблюдается при импорте зерновых и сахара, которые сильнее всего подорожали по итогам прошлого года. Продовольственная инфляция, вызванная внешними шоками, способна затормозить усилия регулятора по снижению темпов роста инфляции.
Немаловажным фактором являются риски, касающиеся девальвации национальной валюты. Если узбекистанский сум начнёт дешеветь по отношению к доллару, то это спровоцирует скачок цен, так как производители сильно зависят от импорта комплектующих и оборудования, поэтому возросшие издержки от изменения курса лягут на плечи потребителей.
Также следует принимать во внимание высокий уровень долларизации экономики Узбекистана. В последние годы Центробанк добился большего успеха в уменьшении зависимости местной экономики от иностранной валюты, снизив уровень долларизации кредитов с 55% до 46%, а депозитов — с 54% до 38%. «Высокий уровень долларизации экономики снижает эффективность денежно-кредитной политики в достижении конечной цели по стабилизации цен», — подчёркивали в регуляторе. Об этом также говорилось в анализе МВФ, который был проведён по итогам визита в Узбекистан в ноябре 2022 года.
Более того, существенные риски проистекают со стороны Минэкономфина. Если министерство будет непоследовательным в вопросах оптимизации расходов и уменьшения бюджетного дефицита, то усилия Центробанка окажутся напрасными. Регулятор принимает решения, руководствуясь макроэкономической логикой, в то время как действия Минфина имеют под собой политические соображения.