Специальный представитель Евросоюза по санкциям Дэвид О’Салливан прибыл в Узбекистан с двухдневным визитом.
Вечером 27 апреля еврочиновник провёл неформальную встречу с представителями местных и европейских компаний. Встречу организовала Европейско-Узбекская Ассоциация по экономическому сотрудничеству и представительство ЕС в республике.
На встрече присутствовали представители Dentons, Artel Electronics, Orient Group, а также нидерландской Signify NV, итальянской Nooter/Ericsen и немецкой Hellman East Europe. Участники рассказали о влиянии ограничений на работу бизнеса, а также задали О’Салливану вопросы по теме.
Отмечалась потребность узбекистанского бизнеса в более подробной информации о санкциях. Компании должны знать, как ограничения работают и какие сферы бизнеса в торговле с Россией затрагивают.
Ранее в тот же день О’Салливана принял президент Шавкат Мирзиёев. Стороны обсудили партнёрство между Узбекистаном и ЕС в торгово-экономической и других сферах, а также обменялись мнениями «по актуальным вопросам международной повестки».
Как указывает пресс-служба президента, на встрече «с удовлетворением отмечен» рост взаимной торговли после включения Узбекистана в схему GSP+, а также расширение числа совместных предприятий и проектов.
После встречи с главой государства О’Салливан провёл пресс-конференцию, где рассказал о задачах поездки. Санкции против России со стороны США и других стран G7 направлены только на ослабление способности вести войну против Украины, заверил он.
О’Салливан подчеркнул, что ЕС не намерен вводить санкции против Узбекистана или других стран, не желает мешать развитию республики и её торговым контактам. В то же время блок озабочен возможностью обхода санкций через третьи страны.
За последнее время ЕС фиксировал подозрительные сделки, после которых подсанкционные товары через третьи страны попадали в Россию. Рост их поставок наблюдался в целом ряде государств — до поездки в Ташкент О’Салливан побывал в ОАЭ, Турции и Казахстане, а затем посетит Грузию, Армению и Сербию.
ЕС наладил диалог с Таможенным комитетом и Центробанком Узбекистана и смог «решить некоторые вопросы в рабочем порядке». Ведомства получили список товаров двойного и военного назначения, которые потенциально могут использоваться Россией в конфликте с Украиной.
Это, в первую очередь, высокотехнологичные блок-схемы, микрочипы и оптические приборы. ЕС попросил узбекистанскую сторону уделять особое внимание транзиту подобной продукции из стран блока, так как её экспорт через республику в последнее время вырос на 126%.
ЕС уважает стремление Узбекистана к нейтралитету в конфликте, отметил спецпосланник. Однако в блоке «с воодушевлением и благодарностью» отреагировали на декларацию о нежелании использования территории страны для обхода санкций.
Также О’Салливан дал разъяснения по санкционным рискам для узбекистанских компаний. Они грозят только субъектам, участвующим в незаконных транзакциях по обходу ограничений — то есть реэкспорте произведённых в ЕС подсанкционных товаров в Россию.
Поставки на российский рынок товаров из санкционного списка, произведённых в Узбекистане, не несут риска санкций — это «внутреннее дело двух государств». Еврочиновник также отметил, что у ЕС нет возражений против реэкспорта из других стран за пределами блока.
В марте СМИ писали о планах ЕС усилить контроль за соблюдением экспортных санкций третьими странами. Евродипломаты ряда стран обсуждали введение вторичных ограничений за реэкспорт подсанкционной продукции.
По мнению экспертов, это могло означать в том числе запрет на поставки определённых европейских товаров в страны, подозреваемые в реэкспорте. Однако отследить весь транзит будет сложно.
Ранее Spot писал, что США признали подозрительными сделки с доставкой товаров через соседние с Россией страны, включая Узбекистан.