Свою карьеру Роман начал руководителем отдела диджитал-маркетинга в рекламном агентстве Rock’n’Roll media. После участвовал в запуске интернет-издания Voice Of Tashkent, развивал маркетинг образовательной платформы ALPHA и владел рекламным агентством.

«Спустя год после запуска „Сферы Медиа“, я покинул проект и решил запустить „Академию“. На рынке был большой кадровый голод и я это понимал. В виду профессиональной деятельности, ко мне часто обращались рекрутеры с просьбой найти подходящие кадры. Многим казалось, что я знаю, где искать хороших специалистов по маркетингу или журналистике. Но правда была в том, что нужных кадров могло просто не существовать на рынке», — рассказывает Сайфутдинов.

Эта проблема и легла в основу проекта — создать место, в котором известные профессионалы из разных областей смогут делиться своим опытом с новичками, а те свою очередь — на основе их опыта и всех подводных камней профессии — понимать, хотят они развиваться в этом направлении или нет.

«Изначально и до последнего это было эмоциональное решение: мы думали, что изменим рынок, выпустим крутых специалистов и искореним инфоцыганство. Но на деле все оказалось немного иначе», — делится предприниматель.

Автор telegram-канала «Диджитализм», основатель Business Quiz Роман Сайфутдинов рассказал Spot на что ушло более $50 тыс., с какими трудностями он столкнулся в процессе, почему Академия не увенчалась успехом и какие проекты ждут образовательный рынок страны в скором времени.


Не журналистикой единой

Академию я запустил в 2020 году, сразу после карантина. Первым партнером стала Дарина Солод (бывший главред Voice Of Tashkent, ныне соосновательница Hook — прим. Spot), она же курировала все направления по «факультету» журналистики. Позже к нам присоединился второй партнер Сардор Мамадазимов. Начать решили с направления журналистики, так как не хотели становиться «еще одним учебным центром по SMM».

В тот момент у каждого из нас был опыт за плечами и четкое понимание — на медиарынке крайне мало хороших специалистов и крайне высок на них спрос.

Первой образовательной программой стал «триместр журналистики», включавший порядка 45 занятий по необходимым для этой профессии навыкам. В разное время, в рамках этой программы, у нас выступали основатели и представители ведущих СМИ Узбекистана и Центральной Азии.

Фото: Личный архив Академии

После журналистики мы решили начать экспансию и в остальные отрасли — так появились направления по брендингу, маркетингу, фотографии, видеопродакшену и в какой-то момент даже по искусству публичных выступлений.

Диверсификация показалась многообещающей. Многие образовательные программы мы запускали впервые для рынка, часто нашим опытом интересовались соседи из Казахстана и других стран региона.

Под конец мы собрали около 60 программ, процентов 10 из которых были составлены нашими спикерами. Часть из них мы даже не успели запустить.

Продвижение

На каждую отдельную тему в рамках курса мы приглашали своего звездного спикера. Это кратно увеличивало издержки, но сильно повышало эффективность обучения — современные профессии зачастую требуют наличия разных скиллов и хорошо, если каждому из них обучит отдельный специалист с многолетним опытом в данной теме.

В теории такой подход должен был сработать нам на руку, ибо все заявленные спикеры имели своих последователей и поклонников. Но на деле оказалось, что «фанатеть» и лайкать в соцсетях любимого журналиста, фотографа или маркетолога — это одно и совсем другое — платить ему реальные деньги за курс.

За эти полтора года мы убедились, что лучше всего в этом деле работают рекомендации. Люди отдают предпочтение тому, что им посоветовали близкие и намного реже соглашаются на эксперименты.

В среднем мы тратили не больше $300 (около 3,5 млн сумов) на группу. Чаще это была только таргетированная реклама в соцсетях. В отдельных случаях, при запуске нового продукта, могли выделить до 20−30 млн сумов на продвижение и закуп рекламы в СМИ или у блогеров.

Трудности

Трудностей у проекта было много. В какой-то момент мы поняли, что сильно переоценили аудиторию — ее потребительскую способность и эмоциональную силу спроса.

Мы будто жили в своей медиа-тусовке, в информационном вакууме и считали, что таких как мы много. На практике оказалось, что это не так.

business quiz uzbekistan, академия медиаграмотности, роман сайфутдинов

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Потенциальный объем рынка и так невелик, а мы сужали его еще излишним «академизмом».

Сколько у нас реально журналистов в стране? Практикующих и хороших — по пальцам пересчитать. Из нынешних студентов журналистики в вузах пойдут работать по направлениям десяток.

Половина из них разочаруется в профессии в первый же год. На выхлопе мы получаем очень небольшой фактический объем рынка. Поэтому история была нерентабельной изначально. И практика подтвердила эту гипотезу.

Еще одна немаловажная проблема — мотивация к образованию. Во многих современных профессиях из-за низкого порога входа, ребята предпочитают «учиться на практике», придя в штат издания или агентства стажером.

В свою очередь и соискатели, в виду отсутствия достаточного объема кадров, предпочитают тоже «выращивать самим» нужных специалистов, а не надеяться найти их.

Проблему должны были решить продукты на государственном языке, но мы столкнулись с недостаточным объемом спикеров по нужным направлениям. Так и остались заложниками этой рекурсии.

Проект в цифрах

На запуск мы потратили порядка $20 тыс. (ваоколо 230 млн сумов) из своих сбережений. Половина этой суммы ушла на подготовку, остальная — на сам запуск. В процессе неоднократно приходилось дополнительно «кредитовать» проект со своих карманов.

Основной расход у нас формировала аренда 300 квадратных метров — более 30 млн сумов ежемесячно, а также гонорары и полиграфия. На флагманские курсы мы могли приглашать спикеров из России или Казахстана, оплачивая им трансфер.

Помимо прочего, на некоторых курсах был большой технический расход, часто приходилось арендовать технику, особенно если мы говорим о программах для фотографов. В бюджет также закладывался расход на регулярные бесплатные медиаланчи, которые мы устраивали по выходным и другие бесплатные и дополнительные активности.

business quiz uzbekistan, академия медиаграмотности, роман сайфутдинов

Фото: Личный архив Академии

По итогу проект нам мог обходиться до 60−70 млн сумов ежемесячно. При наценке в 50−80%, не каждый месяц по выручке мог закрывать нам дополнительные расходы.

Количество привлеченных слушателей зачастую требовало больших ресурсов, но прибыль с них при этом не всегда окупала операционный расход.

В единичных случаях мы могли жертвовать наценкой, чтобы итоговая цена курса для аудитории оставалась приемлемой. Часто позволяли студентам оплачивать обучение в рассрочку, что могло создавать кассовый разрыв.

Сначала мы думали переждать эту турбулентность, считали что нужно сформировать культуру потребления таких мероприятий. Но спустя полтора года поняли, что так продолжаться больше не может. Было решено свернуть проект.

Мы изначально предполагали и готовились к тому, что «Академия» может не окупиться.

Задача была лишь в том, чтобы определить точку невозврата — когда мы поймем, что пора завязывать и хватит тратить деньги.

business quiz uzbekistan, академия медиаграмотности, роман сайфутдинов

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Для меня каждый проект — личный вызов, в котором мне интересно открывать для себя новые грани, ощущения и выводы. Этому сильно учат шахматы, страсть к которым у меня появилась с запуска «Академии». Возможно, в этом есть какая-то параллель.

Выход в онлайн

«Академия» позволила и заставила меня сильно углубиться в рынок образования. И даже после ее закрытия проблема для меня осталась нерешенной: доступность и качество образования в стране сегодня, к сожалению, оставляют желать лучшего.

Масштаб проблемы пропорционален экономическим возможностям этого рынка: у нас ежегодно более миллиона абитуриентов подают документы в вузы. Из них только процентов 10 получают места.

В прошлом году порядка миллиона человек остались без высшего образования, но с огромным спросом на него. И это без учета дошкольников, школьников и просто граждан, у которых также ограничен доступ к досуговому или профильному образованию. Особенно в регионах.

Выход в онлайн — своевременный шаг, который позволит нам предоставить качественное образование на государственном языке с минимальным порогом входа для каждого.

Финмодель позволяет предлагать образование не дороже 100 тыс. сумов в месяц — дешевле любого учебного центра даже в самых отдаленных регионах страны.

Направления курсов уже не будут ограничены медиа или бизнесом. На платформе каждый сможет найти то, что ему будет ближе — от подготовки к вступительным экзаменам до кулинарных курсов, уроков по боксу или иностранных языков.

Я искренне надеюсь, что этот проект позволит всем желающим в Узбекистане получить доступное образование по любым направлениям без финансовых, языковых или технических барьеров.

От курсов к турнирам

В прошлом году мы с партнером Анваром Абдухалиловым запустили Business Quiz Uzbekistan — интеллектуальную битву за титул самой умной компании Узбекистана. А уже в этом году нам удалось собрать более 100 компаний страны и более 5 тыс. их топ-менеджеров в рамках нашего нового сезона.

Ежемесячно компании формируют команды из руководителей и менеджеров, которые борются за титул против таких же команд из других компаний.

Все это в какой-то момент начало приобретать такой масштаб, что в офисе появилась шутка — мы собрали под одной крышей больше половины всех налоговых поступлений Узбекистана за год.

Сегодня Business Quiz Uzbekistan — это масштабное развлекательное бизнес-событие, объединяющее тысячи топ-менеджеров по всей стране.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Этот проект, как и «Академия», связан с интеллектом. И мы в компании искренне верим в созидательную силу интеллектуального капитала компаний. Поэтому и призываем вкладываться не только в маркетинг, но и в развитие своих кадров, ведь самые гениальные решения по оптимизации производств и увеличению прибыли были созданы умом, а не большим бюджетом на рекламу.

Чувствуем себя очень уверенно и спокойно, так как заняли абсолютно пустую нишу в уже сформированном рынке.

В стране огромная культура квизов, сотни тысяч людей участвуют в национальных или частных интеллектуальных лигах. Мы же предлагаем это делать на уровне брендов.

Единственной проблемой на пути для нас оказались B2B-продажи. Совершить более 100 сделок в течение нескольких месяцев на новую для рынка услугу казалось невозможным. Решение буквально прилетело само — отдел продаж возглавил бывший руководитель продаж 2GIS в России Эмир Мавзюдов.

На что обратить внимание при запуске образовательных проектов

  1. Четко определитесь с аудиторией. Если планируете запускать популярное направление, готовьтесь к конкуренции с существующими top of mind проектами. Если направление, наоборот, редкое и уникальное — готовьтесь к конкуренции с психологическими барьерами аудитории.
  2. Не игнорируйте оптимизацию. Есть много хороших CRM-систем для учебных центров, позволяющих в одном окне вести учет задач и финансов.
  3. Учебная программа и материал — половина работы. В процессе вы столкнетесь с понятиями доходимости студентов, задержкой оплаты, элементарными прогулами и опозданиями — подготовьте скрипт с решением под каждый возможный и возникший случай.
  4. Помните, что к вам приходят учиться по собственной воле, в отличие от большинства вузов. И эту волю важно поощрять. В каждом современном учебном центре обязательно прорабатывается сценарий лекций и их геймификация.
  5. Изучите понятия андрагогики и педагогики — они сильно откроют вам глаза на многие вопросы и дадут ответы на вопросы, которые возможно вы еще даже не задавали себе.
  6. И самое главное — не питайте иллюзий, если не можете позволить себе убыточность. Бизнес должен оставаться бизнесом.