Spot совместно аудитором Евгенией Сон продолжает серию публикаций о регистрации и ведении бизнеса.

В предыдущих статьях мы приводили чеклист по регистрации бизнеса, разбирались, какую форму собственности выбрать при запуске своего дела и какие налоги должны платить индивидуальные предприниматели.

В этот раз разберемся, как посчитать, сколько нужно денег на старте бизнеса:


евгения сон, стартовый капитал

Евгения Сон,

аудитор, совладелец бухгалтерской компании Yaran Consulting.

При открытии любого бизнеса особенно важный момент — это расчет стартового капитала. От того, сколько денег нужно для начала работы, зависят многие вопросы: где искать инвесторов, какие затраты предстоит покрыть, за какой промежуток времени выход на прибыль станет возможным.

Наша компания много работает с начинающими предпринимателями, мы участвуем в различных проектах по запуску бизнеса. На основе этого опыта мы собрали пять шагов для расчета стартового капитала.

При расчетах применяйте пессимистичный подход, то есть расходы всегда должны быть максимальными, сроки самые длительные, а доходы самые низкие. Такой подход позволит собрать наиболее реалистичную картину будущего бизнеса.

Обратите внимание, что рекомендации даны с учетом того, что исследования рынка уже произведены и вы уверены, что ваш товар или услуга нужны рынку.

Время

Посчитайте сколько нужно времени от сегодняшнего дня до момента распределения первой прибыли. Разложите ваш бизнес по процессам: доработка идеи, решение организационных вопросов, запуск производства, привлечение клиентов, получение прибыли и ее распределение.

Расчет времени на каждый процесс необходим для того, чтобы вы понимали сколько необходимо денег для содержания бизнеса до получения первой прибыли. Сможете ли вы привлечь необходимые средства, чтобы процесс запуска не остановился на первых этапах.

Также расчет может пригодиться в случае, если вы планируете привлечь инвесторов. Каждый инвестор хочет понимать сколько времени пройдет от момент, когда он вложил деньги, до получения первых дивидендов.

Рекомендую составить таблицу по месяцам, чтобы наглядно были видны этапы, процессы.

Приобретение активов

Составьте список активов, которые нужны для организации бизнеса. В этот список нужно включить как дорогостоящее оборудование, так и расходные материалы.

Например, при открытии кофейни нужно включить оборудование, холодильники, мебель, а также сам кофе, сахар, молоко и т. д.

Далее с этим списком нужно поработать: отметить, какие активы нужно покупать, а что можно взять в аренду, одолжить, принести из дома.

На консультациях я часто рекомендую все что возможно брать в аренду, так как основной капитал лучше пустить в оборот, собрать хороший ассортимент продукта.

Далее все покупки необходимо распределить по месяцам. Это поможет понять сколько денег нужно привлечь в каждом месяце, возможно достаточно будет 40% в начале, и по 20% каждый последующий месяц. При ограниченных ресурсах это будет удобно.

Расчет себестоимости

Рассчитать себестоимость продукции или услуг с учетом производственного цикла.

Например, если вы планируете запустить производство продукции, необходимо учесть:

  • нужен запас на складе;

  • нужно найти покупателей;

  • не всегда клиенты дают 100% предоплату;

  • зарплату нужно платить ежемесячно вне зависимости от продаж.

То есть нужно постоянно иметь запас свободных денег для покупки сырья, оплаты работникам.

Тут также рекомендуем распределить количество денег по месяцам.

Расчет непроизводственных расходов

Часто начинающие предприниматели упускают из вида расходы на содержание компании, такие как аренда, зарплата административного персонала, услуги бухгалтера и юриста.

Рекомендуем написать список всех непроизводственных расходов. Чтобы ничего не упустить удобно собирать расходы по бизнес-процессам.

Например, процесс закупа сырья:

  • встреча с поставщиками — транспортные расходы, расходы по связи;

  • доставка сырья — транспортные расходы, зарплата экспедитора, аренда склада сырья.

Расчет расходов на продвижение

Многие предприниматели настолько верят в свой товар или услугу, что надеются на «сарафанное радио». И закладывают совсем скромный бюджет на продвижение.

Однако сейчас, имея даже очень качественный товар или услугу, все равно нужно вкладывать деньги в несколько видов продвижения.

Рекомендуем продумать маркетинговую стратегию, рассчитать ее стоимость и также распределить по месяцам.


По итогам пяти шагов у получается примерно такая таблица:

Наименование

Январь

Февраль

Март

Декабрь

Итого

Оборудование

1 000

0

0

0

0

1 000

Сырье, материалы

70

80

90

120

360

Зарплата сотрудников

50

50

50

50

200

Аренда

10

10

10

10

40

Реклама

30

40

20

100

190

Итого

1 160

180

170

280

1 790

Из таблицы вы можете получить данные:

  • Общая сумма стартового капитала — 1 790. Например, у вас уже есть 490, значит вам нужно привлечь инвестиций на сумму 1 300

  • Сумму вложений по месяцам. Например, в декабре — 280, а по вашим расчетам у вас будет только 180, возможно нужно еще в сентябре подготовить документы для получения краткосрочного кредита

  • Оборудование стоит — 1 000. Возможно, вы сможете купить поддержанное оборудование, взять в аренду или оформить лизинг

То есть наличие полной картины позволит вам не только собрать информацию о сумме стартового капитала, но проанализировать ее для принятия верных управленческих решений.